Прямо напротив центрального фасада страсбургского Кафедрального собора находится не менее интересная достопримечательность – площадь Гутенберга (Place Gutenberg), чье имя прославило Страсбург на весь мир.
Благодарные жители города не могли не отдать должное этому мастеру и не воздвигнуть ему памятник, ведь именно в Страсбурге Иоганн Гутенберг изобрел способ книгопечатания с помощью наборного шрифта. С тех пор прошло не одно столетие, а принцип печати практически не изменился и по сей день. Это было по-настоящему революционное изобретение!
Изобретение печатного дела, несомненно, способствовало процветанию Страсбурга. На протяжении двухсот лет город был столицей книгопечатания, играя решающую роль в пропаганде идей Реформации. Ведь только тогда образование в Европе стало массовым, доступным пусть не каждому, но в любом случае, гораздо большему количеству людей, чем раньше. Книги стали распространяться быстрее, так как их создание и копирование значительно упростились: не нужно было больше «корпеть» годами над одной книгой, переписывая ее вручную. Конечно, я не умаляю труды средневековых монахов, столь скрупулезно копировавших Библии и исторические материалы вручную, но прогресс идет вперед и изобретение Гутенберга, бесспорно, одно из самых великих достижений Средневековья. Многочисленные книги, выходившие в Страсбурге из-под печатного станка, зачастую великолепно иллюстрировались знаменитыми художниками.
Не забудьте осмотреть постамент памятника, который с четырех сторон украшен заслуживающими внимания барельефами: на них изображены достижения книгопечатания. Сейчас трудно себе представить, какую бурю негодования вызвали в свое время эти посвященные Европе барельефы. Дело в том, что скульптор в числе прочих именитых граждан намеревался изобразить Мартина Лютера – революционера и «зачинщика» реформаторского движения. Уступая давлению католиков и протестантов, ваятель заменил образы вызывавших споры персонажей на изображения Эразма Роттердамского и Шарля Монтескье, воплощающих идею терпимости.
Символично, что в наши дни каждую неделю у подножия па памятника И. Гутенбергу, установленному в 1840 году, располагаются букинисты, продавая редкие (и не очень) книги, альбомы, репродукции.
Мы с Вами живем уже в XXI веке и Высшее образование за рубежом стало гораздо доступнее. Сегодня существуют компании, которые подготовят для Вас лучшие варианты учебы, работы и путешествий за границей. Не забывайте, что зарубежное образование ценится все больше из года в год!
Современником эпохи бурных интеллектуальных и художественных свершений на площади прямо за памятником Гутенбергу возвышается великолепное здание в стиле ренессанса. Построенное в 1585 году оно является типичным образцом альзасского искусства, а значит оригинальным сплавом различных влияний. Так, фасад его украшен колоннадами в античном стиле, а островерхая крыша с многочисленными черными окнами хранит верность местной традиции. В XVI веке это здание выглядело значительно наряднее, чем сегодня, поскольку его стены украшали яркие и красочные фрески. К сожалению сегодня следа от этих фресок не осталось, а в здании находится Торгово-промышленная палата Страсбурга и департамента Нижний Рейн. В сводчатых залах первого этажа часто организуются различные выставки.
Между площадью Гутенберга и Кафедральным собором пролегла Галантерейная улица (rue Mercière), украшенная строениями с фахверковыми фасадами. (Фахверк – это способ строительства в Средние века, когда для постройки дома сооружался деревянный или железный остов, каркас с промежутками, которые затем закладывались кирпичом.) Ярким примером могут послужить дома № 2 и 4 по Галантерейной улице. Интересен также дом № 8 со своим великолепным балконом XVIII века, выполненным в технике художественной ковки.
Что за чудо эта улица! Пожалуй она наиболее притягательна для туристов. Здесь торгуют сувенирами, репродукциями, путеводителями по Страсбургу и Альзасу на разных языках, а также различными милыми бузделушками. В небольших лавках продают изделия мастеров и ремесленников Альзаса и Страсбурга.