В центре Парижа, на углу улицы Ришелье и площади Пале-Рояль, стоит небольшое пятиэтажное здание, фасад которого украшают колонны, гармонически вписывающиеся в его архитектуры, придающие ему изящество и совершенство. Это старейший во Франции и Европе театр “Комеди Франсез, отметивший в октябре 1980 трехсотлетие. Он был создан через семь лет после смерти Мольера. Тогда указом короля Людовика XIV были объединены все французские драматические театры, работавшие в Париже: актеры бывшей труппы Мольера и театра Маре, попеременно игравшие в здании Отеля Генего, и актеры старинного Бургундского отеля.
Это объединение, вызванное стремлением короля к централизации всех культурных учреждений Франции, объяснялось в указе намерением “сделать театральные представления, игравшееся в Париже, более совершенными”. “Комеди Франсез” получил ежегодную государственную субсидию и монопольное право ставить на французском языке “пьесы серьезного драматического содержания”.
Актеры действительно приняли указ короля с большой настороженностью. Они не верили в возможность совместной работы и не хотели ее. Но их поставили перед выбором – либо прекратить свои выступления в Париже и уехать в провинцию, либо согласиться на объединение.
И это решило вопрос. Они стали играть под одной крышей сперва свои старые спектакли, пока фактическим руководителем нового дела не сделался Лагранж, талантливый актер, ученик и последователь Мольера.
В Париже тогда работал итальянский театр, дававший свои представления на итальянском языке и пользовавшийся довольно широкой известностью, несмотря на проблемы общения с франкоязычным населением.
Сам факт существования и популярности новой труппы определили название созданного театра. В отличие от Итальянского он был назван “Французским театром” или “Театром французской комедии” – “Комеди Франсез”. Последнее название, вскоре ставшее нарицательным, сохранилось за ним навсегда.
“Комеди Франсез” было суждено сыграть выдающуюся роль не только в истории французского театрального искусства, но и в формировании профессионального театра других европейских стран, что объяснялось не только благоприятными условиями, в которых находился этот единственный привилегированный театр Франции, но и серьезностью отношения к делу, обнаруженной его актерами. В последствии актеры театра устраивали своеобразный день знаний, на котором они делились своим умением с другими актерами.
Постоянный состав труппы, в которую вошли наиболее одаренные актеры трех театров, высокий литературный уровень и содержательность репертуара, умение остро реагировать на общественный и эстетический проблемы своего времени, ощущение театра как части национальной культурной традиции обеспечили “Комеди Франсез” передовую роль в истории художественной жизни Европы. И эту роль театр умел сохранять на протяжении столетий.