Кафедральный собор святой Кикилии построен на скалистом мысе, который возвышается над рекой Тарн. Он находится примерно в километре к северо-западу от железнодорожного вокзала.
Собор символизирует могущество епископской власти в Альби, которая еще более упрочилась после подавления катарской ереси в результате так называемых Альбигойских войн и последующих преследований еретиков.
В конце 18 века, в период Великой французской революции, возникли планы по ликвидации церкви, с тем, чтобы покончить с пережитками Старого порядка. Однако местный архитектор и инженер Марьес обратился к министру внутренних дел Ролану, благодаря вмешательству которого собор удалось отстоять.
Внешне собор напоминает крепость, которая, кажется, готова выдержать осаду. В первую очередь, впечатляют его размеры: общая длина здания составляет 113,5 метров (внутри – 100 метров), а ширина 35 метров (внутри – 30 метров). В случае опасности собор мог вместить около 6 000 жителей города.
Массивные – высотой 40 метров и толщиной 2,5 метра – стены лишены какого-либо декора. Их оживляют лишь частые выступы полукруглых контрфорсов, между которыми расположены высокие и узкие окна, напоминающие бойницы. Некоторые из контрфорсов увенчаны небольшими башенками с бойницами. Эти колоколенки и расположенная по периметру здания галерея были надстроены во второй половине 19 века по инициативе известного французского архитектора-реставратора Эжена Виолле-ле-Дюка. Воплощением его идеи в жизнь занялся местный архитектор Дали, который также хотел возвести цилиндрические башни над каждым контрфорсом. Однако горожане ополчились против Дали, и он был вынужден отказаться от своего проекта.
В отличие от готических соборов северной Франции, западный фасад собора не имеет скульптурных украшений. Их отсутствие компенсирует монументальная колокольня в виде донжона, высота которой составляет 78 метров. Ее нижние ярусы относятся ко второй трети 14 века, а верхние – к концу 15 века. Изначально предполагалось, чтобы колокольня не превышала по высоте собор, но позднее от этой идеи отказались, поэтому и были построены верхние ярусы.
Внутрь собора ведет расположенный с южной стороны ажурный готический портал в форме балдахина, носящий имя епископа Доминика Флорентийского (1397-1410). По его приказу в южной стене был сделан вход в церковь, но сам балдахин относится ко второй четверти 16 века. Выполненный из известняка, он оживляет однообразный кирпичный фасад собора.
Собор состоит из единственного нефа, по периметру которого с двух сторон находятся ряды капелл. Неф заканчивается апсидой, окруженной венцом капелл. Трансепт в планировке собора отсутствует.
Строгость и мрачность внешнего облика собора резко контрастирует с его пышным внутренним убранством, которое несет на себе отпечаток итальянского Возрождения. Стены, своды и арочные оконные проемы украшены красочными фресками. На западной стене, под органом, находится монументальная сцена Страшного суда, которая была выполнена в 70-80-е годы 15 века. Пространство фрески поделено на три регистра – небо, землю и ад. В конце 17 века центральная часть фрески была утрачена, так как в стене был сделан проход в расположенную под колокольней капеллу святой Клары.
В начале 16 века мастера из итальянской Болоньи расписали своды собора: прекрасно сохранившиеся ренессансные фрески покрывают огромное пространство длиной 97 метров и шириной 28 метров. Основной краской является синяя.
Основное пространство собора отделено от хора великолепной каменной алтарной преградой в стиле пламенеющей готики. Она была исполнена в 1485 году в мастерских бургундского аббатства Клюни. Ее украшает полихромный фриз, насчитывающий более 270 скульптурных изображений апостолов и пророков. В настоящий момент во Франции насчитывается не более десятка подобных памятников.
В 18 веке на западной стене собора был установлен внушительных размеров орган, ширина которого достигает 16,4 метров, а высота – 15,3 метров. Его автором является известный мастер Кристоф Мушерель.
Примечательно, что с 1988 года в колокольне собора гнездятся ястребы. Учитывая уникальность этого явления, Лига по охране птиц установила в колокольне камеры слежения.
В бывшем хранилище собора выставлено около 50 предметов искусства, в том числе средневековая религиозная скульптура, раки и литургическое облачение, портреты епископов Альби.
31 июля 2010 года кафедральный собор и старый город Альби были внесены в перечень объектов всемирного культурного наследия ЮНЕСКО.