Примерно в 500 метрах к западу от капеллы Богоматери Здоровья расположен кафедральный собор святого архангела Михаила.
История его создания восходит к 1247 году, когда по приказу Людовика Святого началось строительство Бастиды, нового города на левом берегу Од. В его состав должны были войти два старых «пригородных» прихода - святого архангела Михаила и святого Викентия, находившиеся к югу и северу от верхнего города (Cité) и разрушенные в 1240 во время неудачной попытки Раймона II де Тренкавеля завладеть Каркассоном. Новому приходу святого архангела Михаила нашлось место в южной части нижнего города; первый храм был меньше нынешнего, практически со всех сторон его окружали улицы и дома. В последней четверти 13 столетия – в период активного роста и развития Бастиды - церковь перестроили и сделали просторнее, расширили территорию приходского кладбища, но не прошло и века, как Чёрный Принц Эдуард Плантагенет практически полностью сжёг город. В течение последующих ста лет Бастида возрождается, правда, в уменьшенном размере, вокруг территории вырастают надёжные крепостные стены. Восстанавливается и храм, причём его южная стена становится частью городских фортификаций. Окружает здание оборонительный ров шириной десять метров. В 1803 году в истории церкви происходит важное событие: сюда перебирается епископ из храма святых Назария и Кельсия, и приходская церковь превращается в кафедральный собор. Высокий статус потребовал капитального обновления внешнего облика храма и его интерьера; в 1849 работы были приостановлены из-за пожара, а спустя восемь лет их возобновил по просьбе епископа Эжен Виолле-лё-Дюк (кафедральный собор святого архангела Михаила стал его первым серьёзным проектом в Каркассоне). В 1869 году собор был завершён, а в 1886 его признали памятником архитектуры и истории.
Единственный неф собора окружён внутренними капеллами, трансепта нет. Свет проникает в помещение через одинаковые окна боковых капелл, эффект дополнительного освещения возникает благодаря цветным росписям, которые ещё и подчёркивают высоту потолков. Среди элементов оформления сводов можно заметить скульптурные замковые камни с изображениями архангела Михаила, Девы Марии с младенцем Иисусом, святых Петра и Павла и других. В капеллах находятся ковчежцы с мощами и средневековые скульптурные изображения святых, среди них статуи Назария и Кельсия, Роха, Франциска Ассизского, каркассонских епископов Жимера (Гимера) и Илария и т.д. Особенно интересна статуя Девы Марии (13-14 век, цветной камень), которая находилась в церкви Богоматери Церковного Суда – самом первом храме Бастиды. В 18 веке эту церковь уже в разрушенном состоянии продали, чтобы на её месте построить крытый рынок. Найденная среди обломков скульптура Богоматери некоторое время стояла в капелле Черных Кающихся (chapelle des Pénitents Noirs), а в 1831 году переехала в кафедральный собор. Кроме скульптур, заслуживают внимания картины авторов различных эпох и главный алтарь из цветного мрамора, выполненный авиньонским мастером Жаном-Батистом Перю (18 век). Некоторые витражи собора относятся к 19 веку и созданы в парижских мастерских, другая часть представляет собой средневековые оригиналы, искусно отреставрированные Альфредом Жерантом. Восьмиметровая «окно-роза» - главное и единственное украшение западного фасада - собрана из кусочков витражей 14 века, её можно рассмотреть только с улицы, так как внутри она практически полностью закрыта органом работы Аристида Кавайе-Колля.
Есть мнение, что после реставрации Виолле-лё-Дюка облик собора потерял свою индивидуальность, и ощущение многовековой истории храма пропало. Возможно, специалисты отчасти правы - у архитектора был свой собственный метод работы, в котором историческая точность совсем не исключала творческих поправок. Но нельзя не признать, что мастер вместе с целой командой талантливых художников и скульпторов смогли выдержать единый стиль, благодаря чему ансамбль в итоге смотрится очень цельным. Полюбоваться собором можно круглый год и в любой день недели, храм открыт для свободного посещения.