Собор святого Трофима в Арле возвышается в центре города, на Площади Республики, в 100 м к западу от Амфитеатра.
Это одно из самых интересных романских зданий региона. Оно построено на месте первоначального (5 век) собора святого Стефана (Saint-Étienne). Раскопки в храме обнаружили следы древней крипты, а также остатки, которые возможно свидетельствуют о существовании здесь памятника времен Римской империи. В 1152 году Рамон де Монтредон перенес сюда мощи святого Трофима, и храм был переименован.
Вместе с фасадом аббатства святого Эгидия собор входит в число двух главных комплексов романского искусства в Провансе. Его великолепный портал, высеченный из известняка, выполнен в 1180-90 годах (фото). Облик портала вдохновлен римской триумфальной аркой. В стиле рисунков и растительных мотивов очевидно влияние раннехристианского искусства. В отделке портика использованы различные декоративные элементы: пилястры, аканф, пальметты, вязь. Портал посвящен теме Ветхого завета, также изображены хищники и чудовища в компании главных святых собора — Трофима и Стефана. В тимпане арки (фото) изображен Христос во славе, окруженный символами евангелистов, поддерживающими его трон. На архивольтах высечены ангелы Страшного суда и собор святых. На фризе антаблемента изображены 12 апостолов, праотцы, патриархи, и другие персонажи, которые будут присутствовать на Страшном суде — типичном сюжете, используемом для порталов. Ниже расположен фриз с историями из детства Христа, а в простенках колонн стоят статуи апостолов.
Храм состоит из одного нефа и сводчатых приделов, возведенных в середине 12 века. Поскольку Арль находился на паломническом Пути святого Иакова, его главной церкви требовалось быть просторной. Трансепт — самая древняя часть храма. Центральный неф является одним из самых внушительных среди всех романских памятников Прованса (40 м в длину, 15 м в ширину и 20 м высотой). Неф перекрыт цилиндрическим сводом.
В начале 13 века вместо романского купола над средокрестием была возведена 42-метровая квадратная башня-колокольня, последний этаж которой был надстроен в 17 веке. Два нижних яруса башни украшены ломбардскими аркатурными поясками, а третий — пилястрами и коринфскими колоннами.
Хор и галерея относятся к 15 веку. Решение построить хор было принято архиепископом Луи Германским, умершим в 1450 году, но при его жизни исполнено не было. Строительство началось только после кончины архиепископа — откладывать было нельзя: на его могиле начали происходить чудеса, и это вызвало большой приток паломников, которым не хватало места. Тогда романские апсида и хор были разрушены и заменены просторными готическими хором, галереей и венцом капелл. Хор строили в 1454-64 годах. В последующие годы план собора усложнился добавлением ряда капелл.
Первоначальная обстановка храма была утрачена (главным образом во время Революции), однако в 19 веке церковь обставили и украсили заново — причем в ход пошло имущество других церквей, здания которых были разрушены революционерами. В интерьере собора любопытен цикл обюссоновских гобеленов на тему жития Девы Марии, которые располагаются на северной и южной стенах нижнего яруса.
Среди памятников живописи, находящихся в соборе, особенно важны три картины 1614 года работы фламандского художника Луи Фенсона. Первая — «Побиение камнями святого Стефана» (в арке между хором и нефом), вторая — «Поклонение волхвов» (в Капелле волхвов), причем в образе ближайшего к Богородице волхва запечатлен заказчик архиепископ Гаспар де Лоран. Третья — «Благовещение», помещена на западной стене северного трансепта. В южном обходе находится изображение Трофима, принадлежащее кисти Жана-Батиста Фуке.
В южном средокрестии находится любопытная картина, написанная на дереве неизвестным мастером 16 века, с изображением провинциального церковного собора вместе с Мадонной и святым Стефаном. Собор был созван для суда для растратчиком-епископом Рэ (6-й слева). Это весьма редкий сюжет для группового портрета.
Важная достопримечательность собора — три раннехристианских саркофага, которые были помещены в его интерьер в 19 веке. Первый из них, датированный 4 веком, был вмонтирован в северную стену и использовался в качестве купели. Он украшен двухъярусной аркадой с изображением святых. Второй саркофаг, из каррарского мрамора, находится в часовне святой Генесты (chapelle saint Genest). На нем изображен сюжет перехода евреев через Чермное море. Этот саркофаг используется в качестве алтаря. Над ним помещена большая скульптурная группа с изображением Успения. Третий саркофаг украшает алтарь часовни Гроба Господня (chapelle du Saint-Sépulcre). Он принадлежал христианину по имени Гемин, казначею пяти провинций, работавшему в Вене, а затем в Арле (когда в этот город была перенесена префектура претория). В трехъярусной аркаде, опоясывающей саркофаг, изображен Христос, апостолы и т. п.
В той же часовне над саркофагом помещен мраморный рельеф со сценой Положения во гроб. В капелле Богородицы находится статуя Мадонны Милостивой (Notre Dame des grâces), изваянная в 1618 году Леонардо Мирано. Витражи хора восстановлены в конце 19 века.
К собору примыкает величайшее произведение средневековой скульптуры и архитектуры - клуатр святого Трофима, две романские галереи которого (северная и восточная) относятся к 12 века, а две другие, готические - к 14-му. Его соединение с храмом достаточно необычно - вместо трансепта или нефа вход осуществляется через лестницу к хору. Опоры арок галереи обильно украшены скульптурой. Главные темы декоративного оформления монастыря — Воскресение Христово, истории жизни святых Трофима и Стефана. В северной части клуатра находится зал с 7 гобеленами конца 17 века на сюжет истории Годфрида Бульонского и 1-го крестового похода.