В квартале Сент-Круа (Quartier Sainte Croix) находится кафедральный собор святого Стефана, гордость Меца и всей Лотарингии, памятник истории с 1930 года. Неф собора имеет 123 метра в длину и 42 метра в высоту – третий во Франции после соборов Бове и Амьена.
История строительства собора насчитывает не одно столетие. В начале 5 века святой Стефан, первый христианский мученик, был одним из самых «популярных» святых, ему посвящены многие кафедральные соборы во Франции (например, в Осере, Лиможе, Тулузе, других городах). Капеллу в честь этого святого построили и в Меце, она находилась на том месте, где теперь расположен собор. Ещё большей популярности святого Стефана способствовало то, что капеллу пощадили гунны, разграбившие город в 5 веке. Учёные затрудняются определить точную дату постройки первого святилища на месте собора, однако в ходе работ в южном рукаве трансепта был обнаружен фундамент, который относят к эпохе Меровингов. Из-за рельефа местности невозможно было расширять исходную церковь в западном направлении, поэтому считается, что, возможно, ранняя постройка превратилась в трансепт в период возведения Каролингской церкви. Этим же обстоятельством можно объяснить и необычную ориентацию собора по сторонам света – с северо-востока на юго-запад.
Во второй половине 18 века знаменитый архитектор Жак-Франсуа Блондель (Jacques-François Blondel) строит величественный и строгий портал собора, а также организует с трёх сторон от собора пространство города так, чтобы оно не только смотрелось гармонично, но и было удобным. Однако в конце 19 столетия произведение Блонделя будет разрушено, и его заменит неоготический портал немецкого архитектора Пауля Торнова (Paul Tornow). Кроме того, в 19 веке заменят некоторые части здания. Также в конце 19 – начале 20 века будут построены порталы Девы Марии и Христа.
Материалом для собора послужил оолитовый известняк. В его составе есть определённая доля оксида железа, из-за этого камень приобретает очень красивый золотисто-жёлтый оттенок. Это отражено и в названии камня – pierre de Jaumont – буквально «камень с жёлтой горы». Благодаря оттенку камня, собор святого Стефана исключительно красив на закате и восходе солнца.
В соборе святого Стефана уникальная коллекция живописных витражей, их общая площадь составляет 6 500 кв. м – самая большая во Франции; благодаря этим витражам собор называют светильником Господа (Lanterne de Dieu). Витражи уникальны ещё и тем, что их создавали на протяжении 7 столетий, с 13 по 20 век. В южной части трансепта слева от органа находятся небольшие синие витражи 13 века, самые древние. Они иллюстрируют житие святого Павла. Последние пролёты боковых сторон нефа также украшены круглыми витражами 13 века. Западный портал декорирован 11-метровым круглым витражом Эрманна де Мюнстера (Hermann de Münster) – 14 век. Мастер заслужил право быть погребённым в соборе, так же, как и первый архитектор современного здания - Пьер Перра. Северная часть трансепта украшена работами Теобальда де Ликсхайма (16 век), а в южной находятся работы знаменитого Валентина Буша (Valentin Bousch) – 17 век. После Второй Мировой войны в соборе появляются работы мастеров 20 века: капеллу дю Сан-Сакреман (chapelle du Saint-Sacrement) декорируют витражи Жака Вийона (1956-1967 годы), затем в 1959 году в украшении собора участвует Марк Шагал – он создаёт эскизы витражей на темы Ветхого Завета. В 1960 Роже Биссьер (Roger Bissière) делает макеты витражей для северного и южного фронтонов.
С южной стороны собора возвышается 88-метровая башня – колокольня ла Мютт (tour de la Mutte), построенная в 15 и отреставрированная в 19 веке. Название происходит от глагола «ameuter» – «всполошить, возбудить»; колокол ла Мютт звонил в самых исключительных случаях: когда на город нападали враги, во время великих праздников и пожаров. В самый последний раз колокол подавал голос в 1918 году, оповещая горожан о победе французских войск.
С северной стороны, напротив колокольни ла Мютт расположена 69-метровая башня дю Шапитр (la tour du Chapitre). В отличие от ла Мютт, у башни дю Шапитр нет высокого шпиля, нижняя её часть была построена в 13 веке, а верхняя – в 1840-1843 годах. В центре башни на фасаде скульптор Дюжарден поместил 5-метровое монументальное распятие (1894), заменившее изображение Христа, разрушенное за 100 лет до этого. Внутри находятся 5 колоколов разных эпох.
Собор хранит множество реликвий: это драгоценные епископские кресты 12-13 веков, перстень святого Арнульфа, византийская мантия 12 века, ювелирные изделия 12-19 веков. Здесь же можно увидеть уникальные манускрипты: молитвенник Дрогона (8 век), библию Карла II (9 век) и прочие священные документы.
Орган собора святого Стефана относится к эпохе Возрождения, в 1981 году он был отреставрирован. Инструмент как бы «подвешен» в нефе собора.
В крипте внутри собора находится любопытное изображение дракона Граулли (Graoully), который, согласно преданиям, обитал на территории Меца и периодически разорял город до тех пор, пока первый мецский епископ святой Климент в 3 веке не изгнал злобное чудище.
Собор святого Стефана действующий, открыт для свободного посещения.