Собор святого Стефана является главной церковью Лиможа и резиденцией Лиможского епископа. Он расположен в сердце древнего квартала Сите, в километре к югу от центрального железнодорожного вокзала города – Вокзала бенедиктинцев.
Согласно народному преданию, на месте собора еще в римскую эпоху существовал языческий храм, который первый епископ Лиможа святой Марциал осветил в честь христианского святого. В период раннего средневековья этот храм неоднократно разрушали и отстраивали заново. Наконец, в 11 веке на месте храма построили романскую церковь, от которой сегодня уцелела лишь крипта и первые этажи колокольни (фото). В 1273 году начались работы по возведению нового собора, который был полностью закончен лишь в 1888 году.
Во второй половине 15 века была закончены два пролета нефа, а в первой половине 16 века – построен портал святого Иоанна, признанный шедевром лимузенской пламенеющей готики. Но со смертью епископа строительство вновь прекратилось, и три пролета нефа, соединяющие здание церкви с колокольней были построены лишь в конце 19 века.
Собор представляет собой классический пример готической архитектуры. По обе стороны от центрального нефа, состоящего из пяти пролетов, находятся два боковых нефа, за которыми располагаются капеллы. Трансепт отделяет неф от хора, который заканчивается апсидой, окруженной пятью капеллами.
Примечательно, что, в отличие от романской церкви, готический собор построен по другой оси. Поэтому, когда в 19 веке заканчивались работы по его возведению, нартекс и колокольня оказались расположены ассиметрично зданию собора. В Лиможе даже бытует каламбур: «хромая колокольня».
Колокольня изначально состояла из шести ярусов, характерных для романской архитектуры. К трем сохранившимся романским этажам впоследствии были пристроены четыре готических яруса – один квадратный в плане и три восьмиугольных. Раньше колокольню венчал шпиль, но после того как он несколько раз обрушался (один раз в него попала молния), его решили больше не восстанавливать.
В соборе находятся два очень ценных памятника эпохи Ренессанса: амвон, выполненный по заказу епископа Жана де Ланжака, и его надгробие, на котором изображены сцены из Апокалипсиса по мотивам произведений Дюрера.
В романской крипте, которая закрыта для посещения, сохранились замечательные фрески, изображающие Христа во славе. Средневековые росписи также видны на стенах некоторых капелл собора (в частности, музицирующие ангелы), но большая часть фресок выполнена в 19 веке.
В летний период в соборе по воскресным дням проходят органные концерты.