Собор оказался одним из последних значительных французских церквей, спроектированных до того, как началась эра готики.
И план, и художественное оформление нового собора соответствуют клюнийской (бургундской) архитектурной школе. Проекты, возможно, разрабатывались самим епископом Этьеном де Баже, который находился под большим впечатлением от клюнийского аббатства Paray-le-Monial.
Неф и трансепт перекрыты цилиндрическими сводами на стрельчатых подпружных арках. Боковые нефы и портал имеют крестовый свод со стрельчатыми арками. Апсида, боковые капеллы и зал капитула - крестовый ребристый свод. Редкой особенностью храма является применение в архитектурном интерьере каннелированных пилястр, увенчанных капителями, - далекий отзвук античной традиции. Хор перестраивался в 15 веке в готическом стиле, витражи датируются 19 и 20 веками.
В соборе находится большая картина Доминика Ингре (Dominique Ingres) «Мученичество святого Симфорьена». Немного раньше входа в зал капитула находятся статуи Пьера Жаннена и его жены Анн Генио, которые спасли многих людей в Варфоломеевскую ночь.
Собор относится к лучшим образцам зрелого романского стиля в скульптуре, об этом можно судить по оформлению тимпана западного портала и рельефам капителей колонн.
Славу собора составляет романский тимпан центрального портала, который содержит горельеф со сценой Страшного Суда (1130 - 1135). Автором горельефа является скульптор Жильбер (Gislebert). Мы знаем о мастере только по надписи на тимпане: «Gislebertus hoc fecit» («Жильбер это сделал»). Эта надпись высечена прямо под ногами Иисуса Христа. В том, что имя скульптора той эпохи дошло до нас, нет ничего необычного, однако данная надпись сделана так, что она бросается в глаза, и это как раз уже исключительно необычно. Можно предположить, что помещение ее под ногами Христа не только символизирует «подношение» работы к Его ногам, но и свидетельствует о гордости мастера за свое творение.
Центр тимпана занимает огромная фронтально развернутая фигура Христа. Четыре ангела поддерживают окружающую его гигантскую мандорлу (особая, овальная форма нимба), овал которой находит отзвук в полукружиях архивольтов.
Вверху, по правую руку Христа, ангелы сопровождают праведников в рай, по левую - черти тащат грешников в ад. Там же взвешиваются добрые и дурные поступки людей: ангел (архангел Михаил) и дьявол держат весы, и каждый старается перетянуть чашу на свою сторону. У ног ангела в страхе перед предстоящим судом в складки его одежды прячутся маленькие человечки. В нижнем ярусе теснятся души, с трепетом ожидающие приговора. На рельефе начертаны две фразы: «Так воскреснет тот, кто не вел безбожную жизнь» и «Пусть содрогнется от ужаса впавший в земные заблуждения, ибо такова его страшная судьба, изображенная здесь».
Место ада и рая в композиции было обусловлено освященным традицией противопоставлением благостной правой и проклятой левой сторон, однако рельеф в Отёне оставлял зрителю возможность сделать самостоятельный выбор. Изображенные наглядные антитезы последовательно убеждали, а не насильственно внушали. Мастер с завидной изобретательностью противопоставил рай и ад, сатану и апостолов, праведников и грешников. Изобразительный язык Жильбера конкретен и сочен, в рельефах много живых наблюдений и выразительных деталей, ритуальное сочетается подчас с бытовым.
Разделительный столб центрального портала датируется 19 веком, на нем представлены изображения святого Лазаря со своими сестрами. Во внутренних помещениях храма на капителях колонн находятся многочисленные рельефы на библейские и евангельские сюжеты, изображения мученичеств святых, аллегорические фигуры и иллюстрации к басням Эзопа.
В зале капитула собора, в который можно попасть, поднявшись по винтовой лестнице в трансепте, хранятся рельефы, которые были сняты во время реконструкции собора, проводимой под руководством известного архитектора и реставратора 19 века Эжена Виойе-ле-Дюка (Eugène Viollet-le-Duc). Авторство этих капителей также приписывается Жильберу. Сюжеты капителей: «Поклонение волхвов», «Бегство в Египет», «Искушение Христа», «Повесившийся Иуда», «Три волхва» или «Сон волхвов».
Мастер представил сюжеты из Священной истории как современные, позволив себе сблизить зрителей, простых смертных, и святых. Так, рельеф «Бегство в Египет» напоминает скорее бытовую сценку из жизни средневековой Европы. Скульптор использует не только фронтальные позы, но также и трехчетвертные и профильные изображения, однако весьма свободно обращается с пропорциями фигур, иногда слишком вытянутых.
Эти сюжеты, а точнее один из них, заинтересовали авторов «альтернативной» истории А. Т. Фоменко и Г. В. Носовского. Их перу принадлежит целая серия книг, где они представляют свой, кардинально отличающийся от общепринятого, взгляд на хронологию и сам ход основных событий истории. В частности, эти авторы утверждают, что три волхва, пришедших поклониться младенцу Иисусу, описанных в евангелии от Матфея, которых принято называть Каспар, Мельхиор и Бальтазар (хотя в признанных церковью евангелиях их имена не упоминаются), пришли из Руси - Скифии. Более того, Бальтазар – это не кто иной, как князь Владимир Святославович – креститель Руси (а «Бальтазар» всего лишь производное от «Владимир – царь»), а Мельхиор – его мать Малка. Одним из доказательств, приводимых в подтверждение этой гипотезы, а точнее в подтверждение того, что одним из волхвов была женщина, и является сюжет с капителей в соборе Отёна. Приведем цитату из книги А. Т. Фоменко и Г. В. Носовского «Реконструкция всеобщей истории»:
«Три волхва изображены спящими ПОД ОДНИМ ОДЕЯЛОМ, КАК РОДСТВЕННИКИ. В центре явно лежит ЖЕНЩИНА. У нее особая корона, отличающаяся от двух других одинаковых корон. Мужчины, лежащие слева и справа, легко узнаются по бороде и усам. Женское лицо в центре довольно миловидно, округлое. Большие миндалевидные глаза. Никаких усов и бороды, конечно, нет. В книге «Библейская Русь» мы высказали мысль, что по крайней мере два волхва - Мельхиор и Валтазар - были родственниками. Либо супруги, либо мать и сын. Изображение в Сен-Лазаре подтверждает нашу реконструкцию».
Сюжет действительно вызывает у современного зрителя определенные вопросы, однако сторонники традиционной истории и религии находят ему объяснение в рамках общепринятого подхода.