Кафедральный собор Байё – прекрасный пример романской и готической архитектуры Нормандии. Он, предположительно, расположен на месте бывшего форума галло-римского городка Аугустодурум, и заменил прежнюю церковь эпохи меровингов.
Настоящий собор был освящен 14 июля 1077 года в присутствии Вильгельма Завоевателя, герцога Нормандии и короля Англии. По одной из версий, именно для убранства хора собора и был выткан знаменитый «Ковёр из Байё», а заказчиком работы был Одо, епископ Байё, единокровный брат и один из ближайших соратников короля Вильгельма Завоевателя.
Готический период в строительстве начался с возведения боковых нефов около 1180 года в стиле, заимствованном в Иль-де-Франс. Внешние стены были устранены веком позже для постепенного строительства боковых капелл (около 1280 - 1350 годов).
Готический хор, перестроенный около 1230 года, замечателен своими типично нормандскими элементами: острые стрельчатые арки, двойные колонны в восточной части, роскошное оформление из медальонов, розеток и квадрифолиев, вырезанных в пазухах арок.
Каждый опорный столб (за исключением двойных колонн в восточной части) окружен множеством пилястров, а поверхности арок, обращенные вниз, разнообразно профилированы. Оригинальным связующим звеном между опорными столбами, арками и сводами в интерьере собора стали капители колонн с квадратными, восьмиугольными и круглыми абаками (плитами над капителями). Трифорий хора (узкая галерея над нижней аркадой) был увеличен в ущерб высоте окон.
Около в 1245 - 1255 годах при перестройке верхней части нефа решили отказаться от трифория в пользу больших, высоких окон. Неф имеет двухъярусное вертикальное членение: большая аркада и ряд верхних окон.
И наконец, в 1260 - 1280 годах был перестроен трансепт. На фасадах трансепта великолепный декор обогащен традиционными элементами «лучистого» стиля, заимствованными из архитектуры Иль-де-Франс того периода.
Среди значительных готических элементов собора - Зал Капитула, примыкающий к северной башне, и Сокровищница, в которой хранится ценное и значимое для верующих имущество (сундучок из слоновой кости 11 века, риза святого Регноберта, епископа Байё, жившего в 7 веке, массивный шкаф для книг или реликвий 13 века, епископская кафедра 14 века).
Преобразования не ограничивались интерьером собора, о чем и свидетельствует готический облик всего здания.
Западный фасад разделен на пять проемов – три портала, по бокам арочные ниши (ложные арки), отвечающие форме располагающихся рядом порталов, так что создаётся впечатление, что собор имеет пять порталов. Контрфорсы относятся к 12 - началу 13 века, шпили башен были установлены в начале 13 века, галерея со скульптурами 10 епископов и большое окно – во второй половине 13 века. Порталы датируются концом 13 века.
Центральный портал западного фасада был посвящён Деве Марии, в конце XVIII в. рельеф в тимпане был уничтожен. На тимпане портала, находящегося слева, изображена скульптурная сцена «Страсти Христовы», а на тимпане справа - «Страшный суд».
Портал южного крыла трансепта, построенный в конце 18 века, предназначался только для декана капитула (главы совета при епископе) и назывался «воротами декана». Эти ворота декан преодолевал только два раза: в день назначения на эту должность и в день своих похорон.
Второй вход, предназначенный для всех верующих, устроен под портиком между боковыми часовнями нефа.
Тимпан «ворот декана» посвящен жизни святого Томаса Бекета, архиепископа Кентерберийского. Рельеф изображает следующие сцены (снизу вверх): ссора прелата с английским королем Генрихом II; убийство архиепископа приверженцами короля; и, наконец, раскаяние Генриха II перед его могилой.
С 13 века перед «воротами декана», т.е. с южной стороны от собора, находился дом, где проживал декан. Нынешняя резиденция датируется первой половиной 18 века. С 1806 г. по 1905 г. дом декана являлся резиденцией епископа.
Центральная башня над средокрестием существовала с 12 века, она неоднократно перестраивалась на протяжении 13 - 15 веков и была закончена в 1714 году устройством купола с башенкой. Купол башни был покрыт медью в 1860 году.