Кафедральный собор Богоматери в Байонне, построенный на пути святого Иакова (знаменитая паломническая дорога в Сантьяго-де-Компостела, ведущая к одной из главных святынь католического мира – мощам святого Иакова), расположился на холме, возвышающемся над Адуром и Нивой, в самом центре исторической части города. Храм был возведен на месте романского собора, разрушенного во время пожара. Строительство нынешнего собора началось в середине 13 века, и было завершено только к началу 16 века. Самой старинной частью храма является апсида, и датируется она 13 веком. Работы по строительству клуатра, трансепта, нефа и боковых нефов относятся в основном к 14 веку. В 19 веке происходит реконструкция храма под руководством ученика Эжена Виолле-ле-Дюка. Круглый витраж (роза) датируется началом 20 века.
Собор относится к «лучистому» готическому стилю, сложившемуся во Франции после 20-х годов 13 века. Характерной чертой стиля стало богатое декорирование. В интерьере это видно на примере украшения алтаря, который декорирован золоченой гравировкой с изображением различных библейских сцен, и амвона, на котором изображен позолоченный символ Страны Басков – дуб. В экстерьере проявляется в украшении собора многочисленными статуями и гаргульями. Примечательно то, что основная функция гаргулий связана не столько с охраной храма от злых демонов, сколько призвана отвести поток дождевой воды от стен здания.
Использование в центральном нефе собора крестового свода позволило значительно облегчить всю конструкцию храма и расширить оконные проёмы, это, в свою очередь, также является одной из главных характеристик «лучистой» готики. Своды украшены гербами. Среди них особый интерес представляют, во-первых, английские геральдические львы (длительное время Байонна находилась во владении английского короля), герб самого города (с изображением замка, окруженного с двух сторон львами) и гринмен (человеческое лицо или фигура, созданная из листьев) – один из самых загадочных готических символов в храмовом искусстве, чье происхождение и значение доподлинно неизвестны.
Витражи собора относятся к началу 16 века. В них нашли отражение многочисленные библейские сюжеты: с южной стороны находятся витражи, которые относятся к Ветхому Завету, с изображениями сцен сотворения мира, первородного греха, дерева жизни, Моисея и Ноя. А с северной стороны, относящиеся к Новому Завету, где уже представлены сцены из жизни Богоматери (Благовещение, поклонение волхвов) и различные эпизоды из жизни Христа.
Особый интерес представляет витраж (датируется 1531 годом и расположен в капелле святого Иеронима), иллюстрирующий сюжет из Евангелия от Матфея (XV,21-28), в котором описывается исцеление от бесов дочери хананеянки, обратившейся с просьбой об этом к Иисусу Христу. В этом витраже усматривают не только изображение библейского сюжета, но и историческую подоплеку. Он был установлен через год после освобождения из испанского плена сыновей короля Франции Франциска I, что явилось следствием Дамского мира (положившего конец войне между Франциском I и Карлом V), который заключили в городе Камбре Луиза Савойская (мать Франциска I) и Мария Люксембургская (тетка Карла V). Как и в отрывке из Евангелия, так и в историческом эпизоде, лейтмотивом является «освобождение» при непосредственном влиянии женщины. С этим связывают изображенную на витраже саламандру – знак Франциска I и изображение двух корон, помещенных в медальоны витража и символизирующих двух сыновей короля. Также заслуживает внимания и то, что это один из первых витражей во Франции с применением техники изображения пейзажа в перспективе.
Довольно примечательна кафедра из красного дерева с металлической рампой. Возведенная в 18 веке в стиле рококо, по форме кафедра представляет шестиугольную конструкцию, с пятью барельефами, на каждом из которых изображена женщина. Четыре панно являются аллегорическим изображением четырех главных христианских добродетелей: веры, надежды, милосердия и справедливости. На пятом у женщины в поднятой руке зажата ветвь (предположительно оливы), а в ногах сидит пеликан, чье изображение в христианской символике воспринимается как символ добра и самопожертвования.
В 2003 году муниципалитет Байонны при содействии правительства подарил собору большой колокол работы скульптора Марка Антуана Орелана.
В 1998 году собор был включен в перечень объектов всемирного наследия ЮНЕСКО.