Гроты с палеолитическими рисунками в долине реки Везер более известны под названием пещера Ласко. Пещера Ласко или Ляско (фр. Grotte de Lascaux) во Франции — один из важнейших палеолитических памятников по количеству, качеству и сохранности наскальных изображений. Иногда Ласко называют «Сикстинской капеллой первобытной живописи». Живописные и гравированные рисунки, которые находятся там, не имеют точной датировки: они появились примерно в XVIII—XV тысячелетии до н. э. Долгое время их приписывали древней мадленской культуре, но последние изыскания показали, что они скорее относятся к более ранней солютрейской культуре.
Пещера находится в историческом регионе Франции Перигоре на территории коммуны Монтиньяк (департамент Дордонь), примерно в 40 км к юго-востоку от города Перигё. Она расположена на левом берегу реки Везер в известняковом холме. В отличие от многих других пещер региона, Ласко — относительно «сухая» пещера. Слой непроницаемого мрамора ограждает её от проникновения воды, препятствуя образованию кальцитовых отложений.
ещера была случайно открыта 12 сентября 1940 года четырьмя подростками. Они наткнулись на узкое отверстие, образовавшееся после падения сосны, в которую попала молния. Марсель Равида, Жак Марсаль, Жорж Аньель и Симон Коенка сообщили об этом открытии своему учителю Леону Лавалю.
Специалист по истории первобытного общества Анри Брейль, скрывавшийся в регионе во время немецкой оккупации, стал первым исследователем, посетившим пещеру Ласко 21 сентября 1940 года вместе с Жаном Буиссонни, Андре Шейнье, затем с Дени Пейрони и Анри Бегуэном. А. Брейль первым установил подлинность наскальных рисунков, описал и изучил их. С конца 1940 года он сделал множество измерений и провёл несколько месяцев на этом месте, изучая первобытную живопись, которую он отнёс к перигорской культуре.
Пещера Ласко относительно небольшого размера: совокупность галерей имеет длину примерно в 250 м при средней высоте в 30 м. Расписанная часть пещеры находится в основном в верхней части системы.
Современный вход соответствует доисторическому, несмотря на то, что сейчас он снабжен системой тамбуров. Исконный вход должен был быть несколько длиннее, но потолок в древние времена там обрушился и образовал скат, по которому сейчас спускаются посетители пещеры.
Чтобы упростить описание, пещеру по традиции разделили на некоторое количество зон, соответствующих залам и определенной цветовой гамме. Эти образные названия, которые существуют сейчас, предложил А. Брейль.
Первый зал — это «зал быков» или «ротонда» (фр. salle des Taureaux, Rotonde): длина — 17 м, ширина — 6 м и высота — 7 м.
«Зал быков» переходит в так называемый «осевой проход» (фр. Diverticule axial), более узкую галерею, идущую в ту же сторону и примерно той же длины.
Из «зала быков» справа от «осевого прохода» можно попасть в «пассаж» (фр. Passage), галерею длиной в 15 м.
За «проходом» находится «неф» (фр. Nef), более высокий, длиной в 20 м.
Сам «неф» переходит в часть, где нет наскальных изображений, а за ним находится «кошачий лаз» (фр. Diverticule des Félins), узкий коридор длиной 20 м.
Апсида» (фр. Abside) — это круглый зал, который находится на востоке в месте соединения «прохода» и «нефа».
За «апсидой» находится «шахта» или «колодец» (фр. Puits). Чтобы попасть туда, необходимо спуститься на 4-5 м практически до начала нижней системы.
Большая часть археологических открытий была сделана А. Глори во время оборудования тамбуров у входа в пещеру и самих залов, а затем при более методичных раскопках, особенно плодотворных в «шахте». В число сделанных археологических находок входят предметы, сделанные из камня (403 орудия), из кости (28 орудий), растительного происхождения (113 фрагментов), украшения (10 раковин), многочисленные угольки и остатки красителей.
В «нефе» были найдены светильники, красящие вещества и остатки пищи. В «апсиде» также было найдено большое количество важных предметов: острия дротиков, скребки, резцы и светильники. В «шахте» были обнаружены остатки красящих веществ, острия дротиков, просверленные ракушки и светильники.
В подземелье не было случайного нагромождения изображений. Это за исключением пещер Шо ве и Коскер, наиболее раннее из известных святилищем с огромным и совершенным комплексом живописных и гравированных изображений. В ней уверенно идентифицировано более тысячи изображений, среди них пятьсот девяносто семь фигуративных, большая часть которых скопирована и опубликована. В пещере два этажа, нижний в целом пока недоступен. Сравнительно недавно через вход в виде узкой щели с трудом попадали в проход к большой Ротонде быков, из которой идут две галереи. Одна — того же направления — названа Осевой, другая, справа, простирающаяся из Ротонды быков на юг, получила разные наименования по участкам. Первый участок до разветвления, названный Пассажем, имеет прямое продолжение на юг: это Неф, за которым вместе с подъемом начинается Львиный тупик, включающий в себя Переход с небольшим залом, оканчивающимся южным провалом — Преисподней. Но, видимо, самое важное ответвление, резко уходящее на запад, начинается до Нефа в конце Пассажа в виде относительно просторной Абсиды. В конце нее находится знаменитый провал-колодец с известными изображениями человека, бизона, носорога.
Что общего между животными левого ряда и зачем они изображены здесь вместе? В. Н. Топоров назвал такую связь между изображениями "присоединительной": "присоединительная связь - единственный из способов организации палеолитических текстов (живописных и словесных), доступных более или менее надёжной реконструкции". Те же способы изображения А. А. Формозов характеризовал примерами простейших метонимических связей по примыканию: А+А+А...; А1+А2+А3...; Б+Б+Б...; А+Б+В+Г, где А обозначает один и тот же вид животных, Б - другой, А1, А2, А обозначают особей одного и того же вида, различающихся какими-либо признаками (пол, возраст и. т. д.). Цепочка наскальных изображений, как нанизанные один за другим клыки представляют собой аналогию метонимическим высказываниям.
Начинается ансамбль с так называемого «Зала Быков» или «Большого зала» . Быки имеют огромные размеры (4-6 метров). Такое впечатление, что находящиеся перед нашими глазами росписи не рассчитаны на человеческое восприятие. Вызывают интерес различные комбинации изображённых здесь животных. А. Леруа-Гуран четко различает четыре топографические единицы. Фриз разделен на две части: первая группа — быкоподобное чудовище "Ликорн" с отвислым животом и прямыми, как пики, длинными рогами (это изображение отождествляют с туром), два огромных быка (А. Леруа-Гуран предполагает, что это большие коровы) и десять лошадей, все они направляются вправо; вторая часть (справа от выхода) состоит из двух мощных быков (один из них достигает 6 метров) и одной коровы. Под ними три небольших быка, шесть благородных оленей и маленький медведь, скрытый в широком размытом контуре живота второго крупного быка. В этой части фриза центральная фигура коровы и два больших быка с пятью оленями повернуты влево, а три маленьких красных быка, один олень и медведь — вправо.
С Залом Быков непосредственно связан Осевой тупик (или Осевая галерея ) — юго-восточная галерея, в которой имеются очень похожие на описанные выше персонажи. Крупные фигуры в длину приближаются к 2 м. В начале этой галереи на белом кальцитовом потолке за лошадью изображен большой ревущий олень. Внутри нее на северо-восточной, левой по пути в глубину стене, где-то в средней части, навстречу скачет огромный красно-коричневый бык. На его корпусе изображены одна за другой бычьи головы; четко видны пять пар желтых рогов. Не исключено, что это суммарное изображение стада. Точно напротив, но не на стене, а уже на кальцитовом белом своде широкой черной линией огромная бычья голова с шеей. Остальные бычьи показаны в стремительном движении вглубь пещеры.
Все лошади как бы движутся из Ротонды быков через проход в Осевой тупик. Там, за небольшими исключениями, они как бы двигаются по левой стене и, можно сказать, возвращаются по правой, минуя своеобразные символические препятствия — решетчатые знаки. Только три из шестнадцати лошадей показаны двигающимися в обратном направлении, то есть в глубину галереи. На этой же стене против общего движения лошадей изображены коровы и некоторые другие животные. Часть изображений коров непосредственно связана с решетчатыми знаками. Совершенно ясна намеренная организация изображений. Так называемая прыгающая корова на правой стене соединена мордой с решеткой, как мы понимаем, редуцированным символом в виде ловушки или препятствия на пути. Думается, что это вовсе не показ коровы в прыжке, а скорее, изображение отчаянно бьющегося на земле животного, голова которого попала в какие-то неподвижные путы. Близкий аналог мы находим в Пассаже. Правда, это изображение лошади без решетчатого знака, но зато она выгравирована на полу пещеры. За прыгающей коровой после четырех лошадей изображены морда к морде пара козлов, с головой одного непосредственно соединена решетка .
В конце Осевой галереи находится сдвинувшийся, обвалившийся большой блок, перегородивший более или менее широкий проход к узкому извилистому тоннелю. Блок можно обойти. Над ним изображение перевернутой лошади, которая вместе с тремя другими создает впечатление спирали. Далее изображений нет. Наклон пола Осевой галереи в сторону тупика, видимо, свидетельствует о направлении движения воды. Существует некоторая вероятность, что где-то около упавшего блока или под ним находится мощный понор, по которому в древности водный поток спускался на уровень нижнего этажа. Такая топографическая система более четко выявляется в других частях пещеры Ляско.
Пассаж, Абсида с колодцем и Неф . Вход в Пассаж находится в Ротонде, справа у фриза с гигантскими быками. В свое время Пассаж, состоящий из пяти небольших расширений, был покрыт такими же живописными изображениями, что и фриз в Ротонде быков. Большие красочные фигуры исчезли и только слабые следы свидетельствуют об их былом существовании . Однако в Пассаже остались хорошо различимые гравировки: горные козлы встречаются редко, бизоны, быки и много лошадей.
В конце правой стены Пассажа (при движении в пещеру) в западном направлении простирается Абсида диаметром до 5 м с куполом и двадцатиметровой по периметру стеной. На ней более тысячи начертаний; идентифицировано двести пятьдесят животных и столько же знаков: одни изображения сделаны поверх других, образуя цепочки лошадей, оленей, быков и других животных. Лошади преобладают — их сто двадцать пять, бычьих сравнительно мало — тридцать восемь, благородных оленей — пятьдесят восемь . Среди изображений есть гигантские, но есть и очень маленькие; наряду с этим — множество отдельных голов. Как известно, часть изображенного животного вполне замещает целое; но, возможно, первобытные представления невольно наложили отпечаток на изобразительную систему. Переполненное замкнутое пространство в Абсиде напоминает котел, где хаос творческого первоначала в виде мечущихся животных по контрасту с организованными композициями должен занимать основополагающее, центральное место.
Среди всего этого нагромождения — множество знаков, в том числе прямоугольных решетчатых символов. Особую роль, видимо, играет огромное количество своеобразных изгибающихся лент, состоящих из рядов тонких параллельных линий. Некоторые из этих все опутывающих знаков исходят как бы из точки, веерообразно расходясь лентами вниз и образуя подобия изображений шалашей. Эти знаки не только "опутывают" животных на стенах, но находятся также на плафоне среди спиралевидно расположенных лошадей и единственного в пещере северного оленя. Думается, что здесь можно поискать ключ к разгадке Абсиды, ведь подавляющее большинство остеологических находок в культурном слое относится к северному оленю. Северная и южная стены сходятся у вертикальной расщелины, в начале которой расположен знаменитый колодец. Животные изображены двигающимися к расщелине с колодцем и от них.
На противоположной стороне колодца в труднодоступном месте изображена уникальная сцена с тремя персонажами. Это бизон, из его вспоротого живота вываливаются внутренности; убитый или раненый человек с птицеобразной головой лежит, раскинув руки перед бизоном. Рядом изображены копьеметалка, наконечник гарпуна и на задней части крупа бизона — древко, а слева нарисован удаляющийся, метящий свою территорию, носорог. Все они объединены единой тех никой рисования черным контуром с частичным заполнением силуэта и мощным энергичным штрихом, показывающим шерсть. Вся сцена занимает пространство по горизонтали около 3 м. Другие очень слабо процарапанные изображения, например лошади и быка, мы не рассматриваем. Носорог — опасное животного. Кошачьи и носороги в Ляско, Фон де Гом, Комбарелль занимают отдаленные от входов тупики. В Ляско носорог нарисован как бы отдельно от четко противопоставленных друг другу человека и бизона. Может быть, они оба жертвы носорога? Но могут быть и другие варианты. Обычно эта сцена расшифровывается без носорога: человек ранил бизона, а бизон убил человека.
Хронологию событий установить достаточно сложно. Вероятно, это изображение определённого ритуала, связанного с бизоном. О неком религиозном обряде свидетельствует воткнутый в землю посох или фигурная копьеметалка. Перед нами разыгрывается мистерия, вовлекающая зрителя в происходящее событие. Если же говорить о фигуре удаляющегося носорога, то она обнаруживает известную независимость от происходящего и, наверное, не является участником переданного в центре события. Правда, некоторые исследователи [1] предполагают временной аспект этой сцены, где разворачиваются два события: сначала произошёл поединок между бизоном и носорогом. Победу одержал носорог. Смертельно раненый бизон с распоротым брюхом набрасывается на охотника, после того, как носорог предпочёл удалиться с места происшествия.
В самом конце Пассажа, минуя вход в Абсиду, по суще ству уже в начале Нефа (средней части большой галереи), на восточной сте не располагается панно с семью головами горных козлов и одной ланью, раньше их протомы были нарисованы краской. Головы козлов повернуты к выходу, а ниже находится панно «тройного» бизона с группой лошадей. Бизон двигается вглубь пещеры, в противоположном направлении — лошади, многие из них связаны с четырехугольными, частично незаконченными решетчатыми знаками. Любопытно, что один знак нарисован с загнутым вниз хвостом — интересный аналог решеток из Каповой пещеры на Урале. Центральная лошадь в изображенном стаде, имеющая множество голов, как будто сама символизирует целое стадо. Она поражена семью дротиками, а на ее задней части нарисована голова козла. На корпусе бизона также изображено семь гарпунов. В целом сюжет повторяется в Осевой галерее (композиция с прыгающей коровой) и в Нефе по этой же стене (Панно черной коровы) . В Нефе на противоположной западной стене располагается так называемое "Панно плывущих оленей". У четвертого по порядку оленя рога пересечены семью крупными точками . Можно предложить другой вариант интерпретации. Возможно, эти протомы символизируют частичное проявление, выход животных из скалы (?), и видимо, неслучайно число семь.
В конце нефа примечательна очень динамичная группа «разбегающихся бизонов».
Кратко охарактеризуем конечную часть большой галереи Ляско — Львиный тупик, представляющий собой неровный коридор со своеобразными расширениями и сужениями, а также провалами. Каждое из расширений имеет свою изобразительную тематику. Эта часть является непосредственным продолжением Нефа и начинается с подъема. В конце подъема находится Львиный зал, в котором изображены семь кошачьих — пять с направлением в глубину и два — к выходу. Один из них, как пишет А. Леруа-Гуран, рычит и метит свою территорию . В этой же части пещеры имеется плохо сохранившееся панно с группой горных козлов и ланью. Тема перекликается с семью козлами и ланью в начале Нефа. Далее до провала идут панно с решетчатыми знаками, затем с маленькой лошадью и бизоном в позе нападения, потом — панно с лошадьми и животным без головы. Перед переходом над провалом идентифициро ваны две головы лошадей и столько же львов. Наконец, встречается последняя фигура бизона в позе угрозы, которая ас социируется с бизоном колодца Абсиды.
Сравнение видового состава фауны из единственного слоя древнего мадлена с изображениями животных на стенах пещеры сразу же ставит один из кардинальных вопросов. На стенах и потолках Ляско нет или почти нет изображений животных, которые бы имели большой удельный вес в охоте, что полностью противоречит существующей в литературе концепции функционирования наскального палеолитического искусства в качестве магического средства охоты или плодородия в общепринятом смысле. И это несмотря на то, что в пещере имеются изображения животных, пораженных копьями или стрелами. Примечательно, что в слое обнаружено 77,8% костей северного оленя от всех костей животных разных видов. На стенах же северного оленя нет, кроме одного. Далее округленные цифры по фигуративным изображениям даются из расчета 597=100%, по Д. Виалю. Так, 60% изображений лошадей совершенно не согласуются с остатками этих животных в слое: они обнаружены лишь в количестве 0,8%. Благородный олень: на стенах составляет 11%, в слое — 1,5%; бычьи, включая бизонов: в качестве изображений представлены 6%, в слое — 0; изображения горных козлов — 2,8%, в слое — 0. Мамонта нет ни на стенах, ни в слое.
К тому же наблюдается неравномерное распределение изображений по видам на отдельных участках пещеры. В этом отношении выделяется Апсида, в которой сосредоточено 42% всех фигуративных изображений. Далее, по убывающей, идет Пассаж — 27%, Осевая галерея содержит 9%, а Ротонда быков и Львиный тупик — примерно по 6%.
В Пассаже и Апсиде 70% изображений всех лошадей Ляско. Распределяются они в этих частях поровну. Благородные же олени только в одной Апсиде представлены 80% всех изображений данных животных. Пассаж и особенно Апсида с колодцем, если опираться на эти цифры, в структуре организации изображений имеют свое особое значение . В Пассаже многочисленные гравированные лошади имеют небольшие размеры — приблизительно 40-60 см в длину. В Апсиде же изо бражения разные: маленькие от 20 до 60 см, а крупные, в качестве акцентов, около 2 м и больше.
Приведенные соотношения дают верную картину, хотя часть изображений не сохранилась или осталась неидентифицированной. И, тем не ме нее, пещера Ляско представляет тот счастливый случай, когда многие изо бразительные комплексы сохранились наилучшим образом.
Предполагается, что символическое оформление стен и сводов пещеры прошло два этапа. Первый связывают с круглой формой лошадиных копыт, второй — с овальной. Обычно ссылаются на ансамбль с черной прыгающей коровой и маленькими лошадьми из Осевой галереи и на панно с черной коровой из Нефа ; упомянутое панно также в своей правой части связано с лошадьми с круглыми копытами. В этом вопросе нет ясности, так как овальные или круглые копыта, а также другие, может быть, несущественные различия в манере рисовать могут принадлежать разным мастерам, отдельные же композиции могли быть созданы в течение нескольких часов. Очевидно одно: мы видим очень близкие мифограммы с одними персонажами. Тем не менее, смена изобразительных манер существует. В известной сцене в Абсиде на стенке Колодца, где носорог, птицечеловек и бизон написаны в одной манере — краской, а голова лошади, быка и другие неясные изображения тонко гравированы. Рисунок краской перекрывает ранее выгравированные сюжеты.
Изображения пещеры Ласко сливаются друг с другом, образуя пёстрый живописный фриз. Брейль разбил их на четырнадцать подгрупп в зависимости от стиля, техники и сюжетов.
В 1963 году, решением министра культуры Франции А. Мальро, Ляско была выкуплена государством и закрыта для посетителей на 14 лет. Благодаря долгой и кропотливой работе целого коллектива археологов, биологов, химиков, спелеологов и геоморфологов живопись и графику пещеры удалось уберечь от разрушения. И сейчас вход в Ляско закрыт для туристов. Пещеру может осмотреть только специалист и то по предварительной заявке, которая подается чуть ли не за год. В день в пещеру могут войти не более 6 человек. Два дня в неделю пещера вообще закрыта.
Еще некоторые подробности и факты:
Два ряда зубров расположены друг напротив друга, два с одной стороны и три с другой. Двум зубрам с северной стены сопутствуют десяток лошадей и большое загадочное животное, на лбу которого изображено нечто вроде рога, за что он и получил название «единорог». На южной стене три больших зубра изображены рядом с тремя маленькими (красного цвета), шестью оленями и одним медведем в пещере, нарисованным на животе одного из зубров и потому плохо различимым.
В «осевом проходе» также изображены быки и лошади, окруженные оленями и каменными баранами. На рисунке видна убегающая лошадь, нарисованная марганцевым мелком на высоте 2,50 м от уровня грунта. Некоторые животные изображены на потолке и будто перебегают с одной стены на другую. К этим изображениям, выполнение которых требовало строительства лесов, следует прибавить многочисленные знаки (палочки, точки и прямоугольники).
В «пассаже» многие изображения были сильно повреждены, в особенности из-за движения воздушных масс.
«Неф» насчитывает четыре группы фигур: отпечатки, черная корова, плавающие олени и пересекающиеся бизоны. Эти изображения дополнены многочисленными загадочными геометрическими символами, в том числе цветной плоскостью, разделенной на равные квадраты. А. Брейль назвал их «гербами». Существуют и другие гипотезы: например, что это ловушки для животных или шалаши или одежда из раскрашенных шкур.
«Кошачий лаз» обязан своим именем изображению группы животных семейства кошачьих. Одно из которых, судя по всему, метит территорию. В эту галерею довольно сложно попасть, но там можно увидеть гравировки диких животных, выполненных в довольно примитивном стиле. В том числе там есть лошадь анфас, довольно необычный пример палеолитического искусства, так как обычно животные изображались в профиль или с помощью приема «кривой перспективы».
В «апсиде» представлено около тысячи гравированных изображений, некоторые из них наложены на живописные рисунки. Здесь есть как животные, так и символы, в том числе единственное изображение северного оленя в Ласко.
Животные, изображенные на стенах Ласко, — те же самые, что и во многих других пещерах с наскальными изображениями во франко-кантабрийском регионе: в основном это лошади, зубры, бизоны, олени и каменные бараны. Другие изображения животных встречаются реже и часто представляют потенциальную опасность для человека (например, медведи, носороги и крупные животные из семейства кошачьих).
Виды нарисованных животных не соответствуют тем, на которых люди палеолита охотились, и которых они использовали в разнообразных целях (ради мяса, шкур, костей и т. д.). Только гравированный северный олень (хотя такая интерпретация рисунка до сих пор вызывает сомнения), был определен как животное, чьи кости есть в пещере (более 88 % из найденных).
Изображения очень реалистичны, особенно это касается телосложения и поз животных, однако художники Ласко не стремились к исчерпывающему и натуралистическому отображению действительности: на рисунках нет ни флоры, ни ландшафтов в отличие от многих других палеолитических наскальных изображениях.
Несомненно, некоторые элементы рисунков несут символическую нагрузку. Такая интерпретация касается трех пар точек, которые нашли в глубине «кошачьего лаза» и в «шахте» на границах изображений. Это же относится и к зазубренным символам, «гербам» и отдельным точкам, расположенным в разных частях пещеры.
А. Леруа-Гуран считает, что пещера Ласко была святилищем, чем-то вроде культового места для людей того времени.
Ласко является одной из первых палеолитических пещер, датировка которой определялась с помощью радиоуглеродного анализа, выполненного Уиллардом Либби. Этот метод был применен при анализе древесного угля, найденного в светильниках из «шахты». Первый полученный результат (15,5 тыс. до н. э.) свидетельствовал о частом посещении Ласко в эпоху мадленской культуры, но этот результат был поставлен под сомнение А. Брейлем, который считал, что наскальные изображения относятся к граветтской культуре .
Позднее было проведены дополнительные анализы, результаты которых говорили всё-таки о принадлежности к мадленской культуре. Анализ был сделан на основе древесного угля, найденного во время раскопок А.Глори в «пассаже» и «шахте». Этот уголь относился к периоду ранней и средней мадленской культуры (около 17-15 тыс. до н.э.).
В 1998 году была получена датировка примерно в 18,6 тысячелетий до н. э.: был проведен радиоуглеродный анализ и масс-спектрометрия фрагмента деревянной палки из «шахты», показавших, что пещера часто посещалась в эпоху солютрейской культуры . Правда, остается вопрос, приходили ли люди того времени в пещеру, чтобы создать часть или все изображения или же просто полюбоваться уже созданными?Непосредственное определение возраста живописных изображений и рисунков при помощи радиоуглеродного анализа было бы возможно в некоторых расписанных частях пещеры, если бы они были выполнены углем. Но в Ласко таких изображений нет, они были выполнены с помощью окиси марганца. Фрагменты красителей, падавшие со стен, были обнаружены при археологических раскопках в различных культурных слоях: они позволили определить, что некоторые изображения были созданы в то же время, что и некоторые найденные предметы (кремневые орудия, заостренные при помощи кости дротики, светильники с жиром). Но такие предметы являются характерными как для мадленской культуры, так и для солютрейской.Поэтому на сегодняшний день нет точной датировки наскальных изображений пещеры Ласко. Хотя по мнению Н. Ожуля [4] существуют некоторые доказательства, что Ласко скорее относится к солютрейской культуре:
наличие геометрических символов;
характерное изображение рогов зубров;
изображение человека напротив животного из семейства полорогих (в Рок-де-Сер (фр. Roc-de-Sers), относящегося к солютрейской культуре, есть рисунок человека напротив овцебыка.
Более поздние пещерные изображения утратили живость, объёмность; усилилась стилизация (обобщение и схематизация предметов). В последний период реалистические изображения отсутствуют совсем. Палеолитическая живопись как бы возвратилась к тому, с чего начиналась: на стенах пещер появились беспорядочные переплетения линий, ряды точек, неясные схематические знаки.