Недалеко от франко-бельгийской границы, примерно в двенадцати километрах к северо-востоку от Лилля находится небольшой город Рубе. Впервые это географическое название, правда, в латинской интерпретации Rusbaci, можно обнаружить на картах 9 века, когда городок входил в состав епископства Турне. Относительно происхождения этого имени специалисты сходятся лишь в том, что оно германское. Остальное спорно: одни полагают, что название делится на части hros - лошадь и baki – ручей, но большинство учёных считает основой raus-ros, от которого появилось французское roseau – тростник, камыш. В 15 столетии при Пьере де Рубе это уже не просто городок, а крупный город; благодаря связям местных правителей с Бургундскими герцогами, налаживается внешняя торговля, появляются политические и административные организации. Для здешних крестьян ручное изготовление сукна издавна было источником дополнительного дохода. В 1469 Пьер де Рубе добивается от Карла Смелого разрешения для местных жителей на легальное изготовление грубых тканей и их продажу (эксклюзивной привилегией делать тонкое полотно пользовался соседний Лилль). В 17-18 веках производство тканей развивается, появляются целые династии изготовителей и продавцов местного текстиля. К началу 19 века появляются первые станки, строятся «индустриальные замки» - заводы, в город со всех концов света везут шерсть и хлопок. Это время было периодом расцвета Рубе, который превратился в текстильную столицу мира, соперничая с британским Манчестером. На Международной выставке 1889 года в Париже представлено восемь местных домов текстиля. В городе существовала шерстяная биржа, а предприятий было построено столько, что Рубе стали называть «городом тысячи труб». Оккупация во время Первой мировой войны опустошила город, но уже к 1929 году ему удалось вернуть себе славу текстильной столицы. Период процветания продолжается до 70-х годов прошлого века: к этому моменту оборудование устарело и стало нерентабельным, возросла конкуренция с производствами в развивающихся странах. Заводы закрывались, и городу, полностью ориентированному на текстиль, пришлось переквалифицироваться и адаптироваться к другой жизни. В наши дни производство тканей уступило место дистанционной торговле и моде, а в огромных дворцах-заводах нашлось место для танцевальных школ, музеев, а также множества магазинов. Современный Рубе славится своими музеями, парками. Город стал одним из мировых центров современного танца - здесь множество профессиональных и любительских танцевальных объединений. В 2001 году Рубе стал частью культурного наследия Франции, получив статус Города искусств и истории (Ville dart et dhistoire).
Среди достопримечательностей в Рубе следует обратить внимание, прежде всего, на храмы. Приходская церковь святого Мартина (Eglise paroissiale de Saint Martin) - самое древнее здание города. Первая церковь на этом месте была построена в 9 веке (от неё не осталось никаких следов), затем в 16 столетии её сменил трёхнефный храм, от которого до наших дней сохранилась колокольня, а в 1848 архитектор Шарль Леруа модифицировал здание. Внутри церкви интересен алтарь святого Иоанна Крестителя (15-16 века, раскрашенное дерево).
В здании одного из самых красивых бассейнов Франции (La Piscine - Musee dArt et dIndustrie) на площади более 7000 кв. м. выставлены коллекции живописи и скульптуры, представлены ткани, мода, дизайн и керамика. Бассейн, построенный в 1927-1932 лилльским архитектором Альбером Бэром, полностью сохранил свой первоначальный стиль и убранство, а превратиться в музей ему помог знаменитый Жан-Поль Филиппон, автор Музея-вокзала Орсэ (Musée dOrsay) в Париже. Это музей нового типа, объединяющий искусство и экономику, воспоминания и современность.
Здание мэрии (Hôtel de ville), построенное в 1911 году архитектором Виктором Лалу (автором вокзала Орсэ в Париже), стало символом промышленной мощи Рубе начала 20 века. Удивительно монументальная и эклектичная постройка как снаружи, так и внутри. Многие детали – изображение процесса стрижки овец и т.п. – напоминают о специализации города.
В течение 70 лет в здании Контрольной палаты (Condition Publique), которым владела Торговая Палата Рубе, осуществляли контроль качества различных видов текстильного сырья до продажи. Хлопок, шерсть, шёлк поступали сюда в различной стадии обработки, измеряли, в основном, массу и содержание воды в сырье, проводили необходимый химический анализ. Контрольная палата построена из цветного кирпича, в архитектуре есть элементы из керамики и голубого камня. Основная же часть здания – это 140-метровая крытая улица, куда в прежние времена приезжали машины, нагруженные сырьём. Теперь здесь располагается так называемая Фабрика культуры с множеством выставочных и концертных залов, кафе и просто помещений, которые можно арендовать для различных мероприятий. На плоской крыше здания находится «сад»; первые представители флоры появились здесь ещё во времена, когда Контрольная палата функционировала. Вместе с текстильным сырьём со всего света прибывали семена, которые прорастали в пыли и мусоре. В наши дни здесь можно увидеть множество экзотических растений.
Многих путешественников может заинтересовать индустриальная архитектура, для них в Рубе найдётся, что посмотреть. Во-первых, это музей, посвящённый истории текстильного производства который расположился в помещении бывшей ткацкой фабрики Жана-Батиста Крэ (Manufacture des Flandres). Шум машин в цехах создаёт подлинную фабричную атмосферу, посетителям показывают, как из шерсти и другого сырья сначала получается нить, а потом и ткань. По субботам здесь проходят мастер-классы, во время которых подробно рассматривается та или иная техника работы с тканью, можно своими руками сделать украшение для дома, бижутерию и т.п.
Второй шедевр - бывшая хлопкопрядильная фабрика - считается одним из ярких представителей индустриальной архитектуры севера Франции (Usine Motte-Bossut). Построена по заказу Луи Мотт-Боссю, местного промышленника, удачно применявшего на практике английские изобретения. В архитектурном отношении это региональный стиль с оттенками средневековья, здание удивляет однородностью и монументальностью. Как предприятие фабрика перестала существовать в 1981 году; позднее её отреставрировал архитектор Сарфати, и с 1993 года в просторных помещениях находятся архивы.
Во время прогулки по городу будет интересно полюбоваться восемнадцатью особняками эклектичного стиля, стоящими в ряд; это дома суконщиков, построенные в 19 веке. Стоит заглянуть и в местные живописные парки и сады: Parc de la Visitation, Jardin Chlorophylle, Parc du Nouveau Monde, Square Catteau.
Добираться до Рубе удобно от Лилля (около 20 минут на автомобиле), Вильнёв д’Аск (столько же) или Туркуэна – на метро.