Первая небольшая церковь Авалона на высоком холме над долиной реки Кузен была заложена примерно в 846 году и посвящена Богоматери.
В 1000 году герцог Бургундии Генрих Великий подарил уже коллегиальной к тому времени церкви фрагменты черепа святого Лазаря, в это же время стал меняться архитектурный ансамбль храма; носить имя святого церковь стала не сразу, а только в 1146 году.
В 15-16 столетиях к южной части здания пристроили приходскую церковь святого Петра и из-за этого боковой неф стал «глухим»; в 1633 обвал колокольни повлёк за собой обрушение северного портала и сводов первого пролёта. Колокольню восстановили к 1670 году, и фасад принял тот облик, который можно видеть сейчас. В 18 веке добавились помещения ризницы и библиотека, а затем начались работы по возведению насыпи, которая помогла бы компенсировать перепад высоты более двух метров.
Великая Французская Революция ликвидировала коллегиальный капитул, церковь превратилась в приходской храм святых Петра и Лазаря. В этот период сильно пострадали скульптуры – статуи на колоннах порталов лишились своих голов, из-за чего позже, в 1830 было решено сделать колонны гладкими. В 1840 церковь внесли в реестр памятников архитектуры и истории, а чуть позже неудачно отреставрировали первый пролёт, пробив тимпан центрального портала. С 1860 года восстановительные работы вёл архитектор Бодуэн, в результате был расчищен неф, освобождены окна южной стороны. Наконец, в 1980 в хорах церкви обнаружились скульптуры 12 века, что позволило ещё глубже и детальнее изучить историю храма.
Церковь святого Лазаря имеет довольно простую форму, построена по типу базилики. Здание состоит из одного нефа, двух боковых капелл, хора с двумя полукруглыми капеллами; ложный трансепт отделяет хор от нефа. За первыми четырьмя пролётами правильной формы следуют три вытянутых к югу, из-за этого здание становится в плане трапециевидным и фасад располагается не перпендикулярно оси нефа (предполагают, что церковь строилась с востока к западу, где территорию ограничивало древнее кладбище). Ещё одна интересная особенность – хоры расположены на 2,5 метра ниже уровня портала, сюда ведут 17 ступенек и широкие наклонные пролёты. В стиле церкви святого Лазаря легко узнать черты архитектуры аббатства Клюни, преобладающего стиля в бургундской архитектуре 12 века. Историк Виктор Пети полагал, что многие мастера из Клюни и Отёна поучаствовали в создании храма в Авалоне.
Два сохранившихся портала церкви (центральный и южный) богато декорированы, здесь можно увидеть узкие витые, слегка волнообразные и гранёные колонны очень тонкой работы, множество статуэток и растительных орнаментов, изображения знаков зодиака. Нельзя не заметить двухметровую скульптуру-колонну на правой стороне центрального портала – это статуя пророка, сохранившаяся от древней церкви.
Здание, пристроенное с правой стороны к церкви святого Лазаря, представляет собой то, что осталось от церкви святого Петра. Внутри постройки находится просторный зал с высокими сводами, разделённый на два нефа. В конце 15 столетия помещение перестроили: между нефами возвели стену, и часть, прилегающая к церкви святого Лазаря, превратилась в её капеллу. Другая же часть оставалась в собственности так называемого «церковного совета» (франц. fabrique), административной организации из мирян, ответственных за фонды и движимое имущество церкви. В 19 веке здесь находился пансион, а в наши дни в зале размещают временные экспозиции. От самой первой церкви Богоматери осталась крипта, однако она недоступна для посещений.
Очень интересен интерьер церкви: характерный сферический свод апсиды (12 век) украшен фресками 19 столетия. Капелла справа от хоров декорирована живописью «тромплёй» (франц. trompe-lœil – обман зрения), создающей эффект объёмных изображений на плоскости (18 век). В южной боковой части церкви находится каменная скульптура святого Михаила, побеждающего дракона (14 век), а также статуи святой Анны и Девы Марии (15 век) и несколько раскрашенных деревянных изваяний (17 век).
Добраться до церкви святого Лазаря удобно по улице Rue Bocquillot.