Церковь святого Фомы, расположенную на улице Мартина Лютера, часто называют протестантским кафедральным собором Эльзаса. Эта церковь является одной из главных достопримечательностей Страсбурга – как с исторической, так и с архитектурной точки зрения.
Место, на котором сейчас возвышается церковь, служило местом культа святого Фомы еще в 6 веке. В 9 веке епископ Аделок построил церковь и школу при ней; оба сооружения неоднократно страдали от пожаров. В 1196 году на остатках старой постройки началось строительство нового здания в романском стиле. Строительство несколько раз прерывалось, и было закончено только в 1521 году, благодаря чему церковь, какой мы видим ее сейчас, принадлежит к стилю поздней готики.
Церковь святого Фомы по своему архитектурному решению принадлежит к редкому типу т.н. зальных храмов (т.е. таких храмов, у которых все нефы одинаковой высоты). Она имеет пять нефов, составляющих примерно 65 метров в длину и 22 метра в высоту, две колокольни – одна из них расположена над главным входом, вторая – над средокрестием. Слева и справа от апсиды расположены капеллы.
В церкви находится множество надгробных памятников, некоторые из них являются замечательными образцами искусства своего времени. Например, пышно декорированный саркофаг епископа Аделока, выполненный в 1130 году, или мавзолей Морица Саксонского, выдающегося полководца и маршала Франции, а также прадеда французской писательницы Жорж Санд, которого высшие чины католической церкви запретили хоронить в Сен-Дени из-за его лютеранского вероисповедания. Мориц Саксонский был с почетом захоронен в церкви святого Фомы, что еще раз подчеркнуло ее статус как кафедрального собора протестантизма. Помпезную скульптурную группу в стиле позднего барокко выполнил известный французский скульптор Жан-Батист Пигаль. Также стоит отметить надгробную плиту, относящуюся ко времени Ренессанса, которая очень реалистично изображает разлагающийся труп.
К сожалению, средневековые витражи полностью сохранились в своем первозданном виде только в окне-розе фасада. Остальные витражи неоднократно реставрировались, и при реставрации зачастую подвергались изменениям их орнаментальные мотивы.
Одна из главных достопримечательностей внутреннего убранства церкви святого Фомы – это большой барочный орган работы Зильберманна, известный тем, что на нем играл Моцарт во время своего пребывания в Страсбурге в 1778 году.
Сейчас в церкви проходят службы каждое воскресенье, также устраиваются концерты и выставки.