Городок Перреси расположен примерно в 50 км на юго-запад от Шалон-сюр-Сон. В этом маленьком городке находится одна из красивейших романских церквей департамента Сона и Луара.
Эта церковь, посвященная святым Петру и Бенедикту, была основана бенедиктинскими монахами в 9 веке и относилась к большому аббатству святого Бенедикта у Луары. Несмотря на то, что здание церкви состоит из частей, построенных в различные эпохи, она представляет собой весьма гармоничный архитектурный ансамбль.
Концом 9 века датируются следующие элементы здания: сильно наклоненная южная стена нефа, средокрестие трансепта вплоть до купола, на который водружена световая башня, стены хоров, два пролета боковых нефов и основание полигональной апсиды. Все эти части построены из характерных для каролингской архитектуры небольших квадратных блоков из песчаника.
Световая башня высотой 18 метров, венчающая купол церкви, напоминает подобные элементы других монументальных каролингских сооружений – башни капеллы Карла Великого в Ахене и церкви в Жерминьи-де-Пре. Эту башню отличает исключительная степень сохранности.
Тот факт, что стены каролингского храма были лишены каких бы то ни было украшений, кроме простенького карниза и капителей средокрестия, наводит на мысль, что они были предназначены для фресковых росписей, которые так и не были выполнены.
Церковь святых Петра и Бенедикта – одно из древнейших христианских сооружений Франции, но и она подвергалась многим перестройкам за свою долгую историю. Среди поздних вмешательств отметим основные.
В конце 11 века были трансформированы своды северного рукава трансепта, которые снаружи подпирают контрфорсы, а изнутри – полуколонны.
В первой половине 12 века неф церкви был удлинен и с западной стороны к нему был пристроен двухъярусный притвор из тесаного камня. Это сооружение сейчас по праву считается настоящим сокровищем романского наследия Франции. Притвор состоит из трех нефов с двумя пролетами, и его структура демонстрирует высокую ступень развития романской архитектуры. С южной стороны над ним возвышается башня, которая содержит два яруса окон, обрамленных пилястрами с каннелюрами и завершенных перспективными архивольтами. Скульптурное убранство притвора представляет собой одно из высочайших достижений романской пластики. Здесь можно увидеть и основания колонн, декорированные цветами, и множество капителей, содержащих самые разнообразные аллегорические и декоративные мотивы. Наиболее интересным выступает один из древнейших в Бургундии рельеф, выполненный в конце 11 века и помещенный на тимпан портала. На нем изображен Христос во Славе между двух ангелов. Дверная балка портала была декорирована позже; на ней можно разглядеть сцены из Страстей Христовых.
В 15 веке были реконструированы хоры церкви, а с юга к храму был пристроен большой клуатр со стрельчатыми арками, от которого до нашего времени дошло только несколько фрагментов.