Аббатство святого архангела Михаила в Куша расположено примерно в 40 км к юго-западу от Перпиньяна, у подножья горы Канигу.
Этот бенедиктинский монастырь возник около 840 года в долине Тет, но наводнение уничтожило первое аббатство, и 35 оставшихся в живых монахов бежали в Кушу, где существовала церковь святого Германа. Здесь обосновалась новая община. Она пользовалась покровительством графа Барселоны Вифреда Волосатого, что значительно увеличило ее владения.
Дополнительную славу монастырю составили его насельники: в 978 году венецианский дож Пьетро Орсеоло, оставив власть, имущество и семью, бежал из своего города и постригся здесь в монахи. Отшельничество с ним разделили отцы Марин и Ромуальд, впоследствии канонизированные. Дож тоже был причислен к лику святых после своей смерти. Присутствие таких почитаемых людей в обители привлекало большое число паломников.
Одним из настоятелей монастыря стал сын графа Серданьи Олиба Кабрет. Он обладал большими организационными способностями и активно занимался перестройкой монастыря. Он построил две большие капеллы в честь Рождества и Троицы, которые соединялись с церковью святого Михаила галереями, увеличил собственно церковь, перекрыл ее каменными сводами, построил башни.
В начале 12 века монастырь был обстроен мраморной колоннадой с резными капителями. Позднее Средневековья было для аббатства неудачным периодом: здания не обновляются, земли разделяются между другими епархиями. К 1790 году в Куше осталось только 7 обитателей.
После Революции, в 1791 году, монастырь был продан в частные руки, но в 1793 году он все равно был захвачен и разграблен. Позже его превратили промышленный и сельскохозяйственный объект. На протяжении 19 века большинство зданий аббатства постепенно разрушаются. В 1825 году обрушиваются арки нефа, из-за чего зимой 1838-1839 года падает кровля крипты и башня.
Клуатр монастыря был построен в 1130-1140 годы и является одним из крупнейших романских сооружений этого типа в Пиренеях. Клуатр был разобран по камешку и продан коллекционерам, также как и фонтан. К 1908 году на первоначальном месте оставалось около 12 фрагментов двора. В 1913 году американский скульптор Джордж Грей Бэрнард, который до этого купил несколько скульптур из Куша в антикварной парижской лавке, решил навестить это место, а также скупил все его части, какие мог достать. Благодаря этому в Нью-Йорке монастырский клуатр был собран заново, в рамках экспозиции Монастырского музея (The Cloisters), филиала Музея Метрополитен. Однако ему не удалось выкупить те капители, которые использовались для украшения общественных зданий в близлежащем городе Праде, поскольку против этого выступило местное население. Единственная подлинная и восстановленная целиком галерея на оригинальном месте – южная. Остальные восстановлены с лакунами. Основной материал – розовый мрамор, а в декоре используются в основном светские мотивы – растения, животные, а иногда и темы, пришедшие с Востока. Фонтан экспонируется в музее искусств в Филадельфии.
Одна из двух башен, построенных в ломбардском стиле аббатом Олибой, рухнула во время 1838-1839 года во время шторма, обрушив часть северного трансепта, над которым она возвышалась. Сейчас сохранилась только южная башня: это 33-метровая колокольня, украшенная лопатками и увенчанная зубцами, которые не являются оригинальными. Ее подпирает контрфорс, компенсирующий наклон.
Монастырская церковь является одним из немногих образов протороманской архитектуры во Франции, характерной чертой которой является подковообразная арка вестготского происхождения. Неф позднее был переделан с опорой сводов на готические стрельчатые арки 14 века. Хор богато украшен деревянной полихромной скульптурой.
В 1919 году аббатство было куплено частным лицом, чтобы цистерцианцы, покинувшие Францию во время закона против конгрегаций, обрели новое обиталище. В 1955 - 1970 годах половина монастыря была восстановлена с использованием фрагментов, оставшихся в Праде. В 1965 цистерцианцев в качестве обитателей комплекса сменили бенедиктинцы из Монтсеррат.