Вход для пользователей
E-mail: 
Пароль:   
 запомнить меня
регистрация   забыли пароль?
  Главная   Страны   Новости   Статьи   Фото галереи
>> все страны >> Польша >> Краков

Мариацкий костел - Польша , Краков


Мариацкий костел



Первое, на что обращает внимание каждый -величественное здание Мариацкого костела, главной святыни средневекового Кракова.
Первый костёл на этом месте был деревянный, и когда отслужил своё - на его месте в 1221-1222 годах был поставлен новый романский, по размерами близкий к сегодняшнему. Но и он был уничтожен во время набега татар.
Позднее, фундамент того костёла был частично использован, когда в 1290 году началось строительство нового костёла, уже в готическом стиле. Именно поэтому сегодня он стоит под углом к Рыночной площади - ведь старый костёл строился ещё до введения локационного плана.
В XIV-м веке здание было перестроено и приобрело готический стиль.
Большая башня имеет высоту 81 метр. В средние века она была сторожевой, а восьмиугольное окончание приобрела в 1478 году; белая корона добавлена в 1664-м. Наконец, в XVIII веке интерёр костёла перестроен в стиле барокко, и у костёла появляется притвор.
Вообще, с Мариацким костёлом связано несколько легенд. Есть даже красивая легенда «для взрослых», связанная со строительством костёла.
Построить столь величественное здание, как вы понимаете, задача не из лёгких. Поэтому возведением Мариацкого костёла руководили сразу две семьи – известных в Кракове древних родов, которые находились друг с другом «далеко не в лучших» отношениях. Но строительство продолжалось не один год, а решение возникающих проблем требовало слаженности действий. Тогда главы семей приняли решение о соединении – для этого их дети должны были вступить в брак.
Отец, у которой был сын, заранее радовался: ведь муж – это глава семьи, а это значит, что его род получал бы превосходство. Но представитель другой семьи, у которого была дочь, решил заключить хитрый договор: согласно ему дети руководили строительством двух башен отдельно друг от друга, и семья того, чья башня получится выше и лучше, получала бы превосходство в новом союзе.
Семья, отдававшая сына, конечно, согласилась, ведь строительство – не женское дело. Они заранее были уверены в успехе. Не они учли одного обстоятельства...
После свадьбы молодая жена стала столь добросовестно исполнять супружеские обязанности, что под утро у молодого мужа просто не оставалось сил. А жена, наоборот, получив заряд бодрости, была полна энергии.
В результате строительство её башни продвигалось значительно успешнее, чем у супруга.
Жители Кракова, конечно, знали о договоре, и с любопытством следили за строительством. Отец молодого супруга не раз пытался наставить сына на путь истинный, но как устоять перед женскими чарами?
В результате семья, отдавшая дочь, выиграла спор.
Однако, за время семейной жизни супруги так искренне полюбили друг друга, что вопрос о том, кто главный в семье (несмотря на то, что это было всё-таки средневековье) уже не возникал.
С высокой сигнальной башни каждое утро трубач возвещал о начале дня, и о том, что городские ворота открываются, а каждый вечер его сигнал возвещал о закрытии входа в город.
С краковским трубачом также связана красивая легенда. Согласно преданию, в XV веке трубач первым заметил неприятеля, подступавшего к городским стенам, и успел подать сигнал об опасности. Но при этом он погиб, будучи сраженным татарской стрелой, пронзившей его горло.
В память о той легендарной смерти каждый час на четыре стороны света, по очереди, звучит над городом мелодия, неожиданно обрываясь. Сначала мелодия играется на Вавельскую сторону для короля (южная сторона), затем в сторону ратуши для городских властей (на запад), затем в сторону городских ворот для стражников и, наконец, в сторону пожарной охраны (пожарная часть и сегодня расположена в нескольких сотнях метрах, возле Главной почты).
В 1927 году эта мелодия стала позывными 1-й программы польского радио. А вообще трубач ежедневно играл на башне с 1392 года до второй половины XVIII века. Возобновилась эта традиция в 1810 году, и даже время второй мировой войны её исполняли 2 раза в день - в 12:00 и 19:00.
Сегодня этот сигнал можно слышать каждый час.
Туристы обычно собираются "на прослушивание" во дворике за Мариацким костёлом. На ту сторону трубач играет в последний раз, а затем он машет рукой туристам, что является хорошей приметой.

Легенда о краковском трубаче имела и другое продолжение. Согласно ему, после того, как горло трубача пронзила стрела татаро-монгольского воина, Польша потеряла независимость; и вернуть независимость страны можно было только после того, как польский трубач протрубит свою песнь с самого высокого минарета Самарканда – столицы татаро-монгольского государства. И вот в 1918 году в Самарканде поляк поднялся на минарет и протрубил свою песнь от начала и до конца. Вскоре после этого независимость Польши была восстановлена.
Сразу скажу, что не стоит проверять факты и даты – это всего лишь легенда. :-)
В сентябре 2001 года башня, после долгого перерыва, снова открылась для посетителей. На неё можно подняться во врочник, четверг и субботу с 9:00 до 11:30, и с 13:00 до 17:30, отстояв длинную очередь. (Внимание! Дни посещений могут меняться!)
Интересной забавой во время восхождения является подсчёт количества ступеней. Каждый раз оно получается разным.
Может быть вам удастся пересчитать их точно?

Мариацкий костел


Обратите внимание на то, что обычно этот костёл разделён на две части - для молящихся и для туристов. Соответственно у костёла два входа: тот, что смотрит на площадь, предназначен для тех, кто пришёл помолиться; через него можно пройти только в заднюю часть костёла. А вот справа находится вход для туристов; здесь за вход берут плату, но зато можно посмотреть главную алтарную часть.

Мариацкий костел


Жемчужиной Мариацкого костёла является трёхстворчатый алтарь шириной около 11, и высотой более 12 метров, из липового дерева, покрытый полихромией. Это самое значительное произведение позднеготической деревянной скульптуры в Польше.
Для его создания городские власти пригласили знаменитого скульптора Вита Стфоша (Wit Stwosz), который соорудил себе мастерскую на улице Гродсокй, и в течение 12 лет (с 1477 по 1489 год) вместе с помощниками и учениками работал над заказом. Стоил алтарь столько, сколько составлял тогда годовой бюджет всего Кракова!
Роспись костёла - дело рук художника Яна Матейки, которому помогали его ученики во главе с Юзефом Меххофером, Станиславом Выспяньским, Влодимижем Тетмайером.
Авторами картин для костёла были знаменитые венецианские художники мастерских Джамбаттисты Питтоне (Giambattista Pittionie), и лучшего художника Венеции Тепола (Tiepol). Именно кисти Питтоне принадлежит образ Благовещения Богоматери.
В центральной части алтаря мы видим Успение Богоматери, а над ним - Вознесение Марии. На боковых крыльях изображены сцены из жизни Христа и Марии. Образы венчает сцена коронации Матери Божей, а по бокам находятся фигуры покровителей Польши - святых Войчеха и Станислава.
За алтарём можно увидеть бесценные витражи, созданные в 1370-14000 годах.
Следует обратить внимание также на Распятие Христа (Krucyfiks Szlackerowski), находящееся справа от входа (входа для туристов). Полная экспрессии каменная скульптура изображающая мучения Иисуса на кресте - тоже творение Вита Ствоша.
Слева от распятия находится другой заслуживающий внимание объект, выходящий в главную галерею - Святилище (Cyborium). Это место, где хранится святое причастие. Создано оно в 1552 году по проекту Яна Марии Падовано (Jan Maria Padowano). (На святилище обычно находится надпись: "Najswietszy Sakrament - przykleknij", что значит "Пресвятое причастие - встать на колени". Верующие обязаны соблюдать правила.)
Напоследок могу добавить, что последняя генеральная реставрация, при чём и внешняя и внутренняя, была закончена в 2000 году, когда внутренняя роспись костёла была очищена от многолетнего тёмного налёта. Многие краковяне с удивлением увидели, что внутренняя роспись костёла оказывается выполнена не в тёмных, а в светлых тонах.
Расходы на реставрацию были нешуточные, и тогда настоятель решился на смелый шаг - во время реставрации на костёле разместить коммерческую рекламу. Не все одобряли этот шаг, но когда увидели результат - вопросы отпали сами собой.
Увидеть костёл во всей красе, безо всяких ограничений и совершенно бесплатно можно во время устраивающихся в нём иногда по вечерам концертов органной музыки.
Тогда в костёле включается всё освещение и можно осмотреть его целиком. А кроме того, у вас будет возможность насладиться прекрасной органной музыкой. При чём совершенно бесплатно!
Другой достопримечательностью Мариацкого костела являются солнечные часы, которые можно увидеть со стороны внутреннего дворика. Установлены они в 1954 году на месте прежних, бывших здесь с XVII века. Кроме часа, по ним можно узнать также и точную дату.
Мариацкая площадь
Когда будете проходить мимо бокового входа, обратите внимание на кандалы, прикованные сбоку от входных дверей, это «обруч грешников». В них заковывали преступников; может быть для того, что бы приличные люди узнали их в лицо, а может быть, в назидание другим. При чём обруч находился на такой высоте, что закованный в него не мог ни разогнуться в полный рост, ни встать на колени. Словом, христианская религия, конечно, милосердна, но и с преступностью нужно было как-то бороться.
Небольшая площадь справа от Мариацкого костёла носит название Мариацкой площади (plac Mariacki). На ней стоит фонтан с фигуркой, изображающей бедного студента - жака. Этот фонтан - подарок городу краковских ремесленников; поставлен в 1958 году. Фигура скопирована с алтаря Вита Ствоша.
Надо сказать, что в средние века, здесь находилось церковное кладбище (как и положено при каждом костёле). И только когда в город пришли австрийцы - они решили "навести порядок" и убрать кладбище с центральной площади.

В центре того кладбища находилась часовня, на месте которой потом был построен костёл Св. Барбары.
Рассказ об истории костёла Св. Барбары стоит начать со времени постройки Мариацкого.
В средние века Мариацкий костёл содержался за счёт пожертвований богатых горожан. Вавельский костёл был королевским, а здесь собирались богатые мещане. Среди богатых семей города было примерно поровну поляков и немцев, поэтому к концу XIV века службы в Мариацком костёле проходили на двух языках: польском и немецком. А затем и вовсе только на немецком, а службы на польском перенесли в соседний костёл Св. Барбары.
Ситуация изменилась лишь в 1537 году когда краковское мещанство было "полонизировано".
Проходила "полонизация" весьма своеобразно: богатые семьи были поставлены перед выбором - либо они начинают говорить по-польски, либо им в Кракове не место. Как видите, "волевые решения" - далеко не советское изобретение. :-)
Таким образом, теперь уже службы на немецком языке были перенесены в соседний костёл Св. Барбары. Где иногда они проходят и по сей день.
Легенда гласит, что костел Св. Барбары был построен из "излишков" материала, которые остались от строительства Мариацкого костёла. И даже строили его строители Мариацкого костёла в качестве "халтуры" в свободное время.
Однако на самом деле этот костёл был построен в 1394-1399 годах.
С 1586 года он перешёл к ордену Иезуитов. Здесь вёл свои проповеди Пётр Скарга (его имя связано с костёлом Св. Петра и Павла, о котором вы прочтёте ниже).
Центральный вход в костёл Св. Барбары обычно закрыт, и войти внутрь можно только обойдя костёл со стороны Малого Рынка.
Рядом с Мариацким костёлом иногда выступает "Белая дама". Это не просто "живая фигура" - это персонаж краковской легенды. По преданию, встреча с приведением белой дамы сулит несчастье. Живое воплощение - более безобидно, единственная опасность, которая вас подстерегает - быть вымазанным белой краской. Как и подобает приведению, выбранную жертву (обычно это местные мальчишки) "белая дама" может преследовать довольно долго.




Добавить комментарий >>
Ваше имя:
           
Комментарий:
1+1=
*
Введите сумму двух чисел.