Главной достопримечательностью улицы Гродской является костёл Св. Петра и Павла (Sw. Piotra i Pawla), первый в Польше костел в стиле барокко.
Краковяне шутят: он такой маленький, что даже скульптуры пришлось поставить на улице. На самом деле скульптуры 12 апостолов, выполненные скульптором Давидом Хеелем были поставлены здесь в 1715-1722 годах архитектором Кацпером Бажанкой.
Раньше костёл принадлежал ордену Иезуитов. А история его строительства такова: иезуиты, по пришествии в Краков начали подыскивать место для строительства костёла - им уже не хватало костёлов Св.Щчепана (Sw.Szczepana) и Св.Барбары (Sw.Barbary). Исходя из соображений рекламы своего монашеского ордена, костёл должен был находиться в историческом месте, и своим видом сильно выделяться на фоне окружавших его зданий. Было несколько проектов: и на улице Wislna (Вищлна) и на Рыночной площади, пока в 1596 году строительство не взял в свои руки кардинал Ежи Радзливил. Под влиянием надворного казначея, ксёндза Петра Скарги (Piotr Skarga, памятник которому вы видите на площади), участие в строительстве принял и король Зигмунт III. Автором проекта, утверждённого в Риме, был главный архитектор иезуитов Джовани де Росис.
Стоит отметить, что в те времена, монашеские ордена выполняли не только сугубо духовные функции, при них были также школы, где можно было получить хорошее образование. Словом, всё делалось для того, что бы привлечь прихожан именно к своей церкви.
Итак, с 1597 года по 1599 фундамент и стены возводит архитектор Юзеф Бритиус, который в 1599 вынужден срочно уехать в Италию. Продолжает работы Ян Мария Бернадони, который укрепляет стены, ибо к тому времени кое-где уже начали появляться трещины. Но в 1605 году он умирает, и до 1619 года работу продолжает Джовани Батиста Тревано. Последней фазой работ руководил архитектор Маттео Гастелло. В 1619 году сооружается купол, в 1622-1630 оформляется фасад, и с 1619 по 1633 год проводится внутренняя отделка.
Наконец, в 1635 году костёл освещает епископ Томаш Оборский.
В 1719 году в костёле возникает пожар, но ущерб от него был невелик.
В 1773 году костёл передаётся Комиссии по народному образованию (сегодня сказали бы "министерству").
С 1796 по 1815 год, когда пришли австрийцы, это был гарнизонный костёл, а в 1809-1815 костёл превратился в… православную церковь.
С 1842 года здесь открывается приход.
Над главным порталом мы видим герб иезуитов, и ещё выше - герб короля Зигмунта III. Фигуры в нишах на фасаде - это фигуры святых.
Сейчас костел принадлежит Ягеллонскому университету, Collegium Iuridicum которого находится в доме напротив. Внутренний университетский аркадный двор используется для проведения художественных выставок и театральных представлений.
Поднимаемся по лестнице и через железные двери входим в костёл.
Внутренняя архитектура достаточно суровая и монументальная. Здесь есть на что посмотреть.
В будние дни, когда нет служб, для посещения открыта крипта ксёндза Петра Скарги. Вход платный.
Скульптура Петра Скарги (Piotr Skarga) находится по правой стороне центральной галереи. А немного далее в 1999 году установлена уже скульптура изображающего Римского Папу Иоанна Павла второго.
Заслуживает внимания также надгробие епископа Анджея Тжебицкого (Andrzej Trzebicki), слева от главного алтаря.
Когда будете выходить - поднимите голову наверх и полюбуйтесь прекрасным органом и музыкальными хорами.
Кстати, в 2001-2002 годах в костёле проведён внутренний ремонт.