За Волховом белеют церкви Зверина монастыря. Он тоже основан в начале XII века. Его две церкви - Покрова Богородицы и Симеона Богоприимца построены в 1399 и 1468 годах. Церковь покрова Белый куб без всяких украшений, кроме ниспадающих полукружий; над этими бедными стенами высится глава дивного рисунка, завершающая церковь заостренной полусферой. Новгород создал эти главы, украсил ими все свои старые церкви; это такая же логичная и самобытная форма, как колонна для греческого храма. Много раз повторяло человечество античные колонны, и все эти перепевы кажутся совершенными, пока далек оригинал. Главы московских и ярославских церквей становятся такими же перепевами после храмов Новгорода!
Собор Покрова Пресвятой Богородицы Зверина монастыря, 1899-1901 гг. расположен в северной части монастыря - в нескольких метрах южнее церкви Симеона Богоприимца, с восточной стороны вплотную примыкает церковь Покрова.
В 1804 году вместо этого придела построена новая паперть, и в ней освящены два престола - Благовещения и архиепископа Ионы.
В конце XIX века монастырские власти задумали увеличить вместимость Покровской церкви путем надстройки паперти. Однако, при подготовке к строительству выяснилось, что стены паперти и её фундаменты недостаточно надежны. После этого, решено было построить на месте паперти Покровской церкви новый большой храм. Строительство велось с июля 1899 по сентябрь 1901 гг. Заказчик храма - игуменья Зверина монастыря Антонина. Вновь построенный собор был освящен новгородским архиепископом Гурием во имя Покрова Пресвятой Богородицы; сюда же перенесли все иконы и утварь из старой Покровской церкви, а последняя переименована в честь Тихвинской иконы Божьей Матери.
Собор был пятиглавым: центральный массивный световой барабан прорезан по основным осям четырьмя окнами, по промежуточным - четырьмя нишами; угловые барабаны глухие, декорированы рядом декоративных кокошников, а также широким аркатурно-колончатым фризом и волнистым пояском.
Угловые барабаны были установлены на металлических балках и являлись ложной декорацией. Фасады завершались богатым карнизом, поверх которого были возведены ложные закомары с килевидным завершением. Покрытие четверика восьмискатное. На фасадах имелось 15 окон.
Сплошной высокий иконостас, включающий в себя и два придельных иконостаса, отделял алтарную часть от основного объема.
Памятник представляет собой характерный образец собора конца XIX - начала XX вв., решенного в духе эклектики. Имеет определенное градостроительное значение, как самое большое здание монастыря и является важной архитектурной доминантой.