В течение всего XVII века Теремной дворец обрастает все новыми и новыми пристройками, особенно в 70—80-х годах, что было вызвано увеличением царской семьи. В 1679—1681 годах дворец дополняется Верхоспасским собором, объединенным с церковью Воскресения Славущего и Распятской в единый комплекс. Их зодчим был Осип Старцев. Вместо необходимых по правилам церкви для трех храмов пятнадцати глав он ставит лишь одиннадцать, разместив их вдоль прямоугольного вытянутого объема. При небольшой величине главки привлекают внимание изяществом своих форм и великолепными ажурными золочеными крестами, а храмы — обилием многоцветных изразцов, украшающих барабаны куполов и карнизы стен. Мастером изразцов был старец Ипполит, который работал ранее в Новоиерусалимском монастыре, ставшем как бы школой для мастеров монументального архитектурного убранства. С наружной, восточной стороны Верхоспасского собора расположен крытый переход на большой арке, соединяющий дворцовые помещения, что было распространенным приемом в архитектуре того времени.
Во внутреннем убранстве Верхоспасского собора выделяется резной золоченый иконостас церкви Воскресения Славущего конца XVII века, поражающий пышностью архитектурных и декоративных форм. Здесь и профилированные тяги-карнизы с декоративными порезками, и ажурные колонки из виноградных лоз, и всевозможные картуши, и пышные изгибающиеся листья аканта. В лучах света все это дрожит и зыблется. Одновременные иконостасу иконы написаны царскими изографами с применением светотени и тех западных новшеств, которые предвещали рождение новой русской реалистической живописи XVIII века.