В московском метрополитене две станции (Кольцевой и Таганско-Краснопресненской линии) носят имя Таганская.
«Таганская» (Кольцевая линия)
Открыта 1 января 1950 г.
Инженеры-конструкторы: Д.Дмитриев, Б.М.Прикот
Сразу после окончания Великой Отечественной войны приступили к строительству четвертой очереди московского метрополитена — Кольцевой линии. Таганская значилась в числе станций первого полукружия кольца. Опыт минувшей войны сказался, прежде всего, на технических характеристиках линии: все станции закладывались на значительной глубине. Зарекомендовавшее себя в качестве надежного бомбоубежища, московское метро теперь проектировалось с учетом этой оборонной способности. Глубина заложения Таганской — 53 м. Большая глубина обусловила создание двух эскалаторов с последовательным наклоном. Свод промежуточного между эскалаторами зала увенчала роспись «Салют Победы» (художница А. К. Ширяева).
Военная тема нагляднее проявлялась не в конструкции, а в оформлении станции. Страна переживала радость Победы. В архитектуре и градостроительстве это время назовут периодом расцвета сталинского ампира или — сталинским барокко. Помпезность и пышность, свойственные чувствам победителя, воплотились в сочетании римского, греческого, восточного стиля. И, конечно, естественным было усиление национальных элементов.
Характерным воплощением древнерусских мотивов стало декоративное решение станции. Тема воинской славы здесь звучит особенно трогательно и сердечно. Как народная русская песня. Традиции древнерусского зодчества очевидны в необыкновенной форме сводчатого потолка, напоминающего княжеские палаты. Народная стилистика угадывается и в растительном орнаменте, и в цветовом решении — белый, позолота и лазурь, и даже в материале отделки — цветная керамика. Майоликовые панно украшают пилоны станции. В центре каждой композиции — рельефный профиль воинов: моряков, пехотинцев, партизан и других участников Великой Отечественной.
Надо полагать, забытая прежде керамика неслучайно «реабилитирована» именно на Таганке. Центром этой некогда гончарной слободки была керамическая фабрика Афанасия Гребенщикова. Его сын — Иван Гребенщиков, керамист-самородок, изобрел технологию тонкой майолики, которая распространилась по всей России. В XVIII веке завод Гребенщиковых почитался в числе лучших в Европе.
Однако в названии района и станции, закрепился другой ремесленный профиль — кузнечный. С XVI века в этой части Заяузья изготовлялись «таганы» — железные треногие подставки под котлы. Селились здесь и котельщики, и ямщики, и «серебряники», чеканившие монеты для царского двора. Эта история живет сегодня в названиях улиц. На Таганскую улицу и площадь — выход с кольцевой станции, на Большие Каменщики — с радиальной.
«Таганская» (Таганско-Краснопресненская линия)
Открыта31 декабря 1966 года.
Архитекторы: Н.А.Алешина, Ю.В.Вдовин
Инженеры-конструкторы: М.В.Головинова, И.Шепихин
По конструкции одноименная станция на Таганско-Краснопресненской линии абсолютно идентична станции линии Кольцевой — пилонная, трёхсводчатая, заложенная на большой глубине. Но внешне — ничего общего, никаких «архитектурных излишеств». Обычный вестибюль: облицованные бледным мрамором пилоны, керамической плиткой — перрон, серым гранитом — пол. Аскетично и рационалистично. Чеканное панно на тему освоения космоса (художник Э. М. Ладыгин) только подчеркивает эту строгую стилистику. Таких, созданных по типовому проекту, стандартных станций в метро немало. И они тоже история — свидетельство времени, когда потребность в пассажироперевозках стремительно росла, строить надо было дешево и быстро. Казалось, годы возведения дворцов и архитектурных оригинальностей навсегда ушли из московской подземки. Но...
30 декабря 1979 года обе Таганские соединили переходом с новой станцией Калининской линии — «Марксистской». И стало очевидно: безликая утилитарность уже не в моде. Сооруженная на глубине 60 метров станция являла энергичный и мощный образ (архитекторы Ю. З. Муромцев, Е. С. Барский и И. Л. Лужков). Колонны, облицованные мрамором густого, почти бордового цвета, идеологическое панно в торцах (автор М. Н. Алексеев), плакатный, прямо-таки гиганский шрифт в названии станции над путями, светильники и букеты из металла под потолком, плафоны, остроугольные и грозные, как пики — все это являло дух борьбы и силы, дух революции. Московское метро по-прежнему остается сводом памятников истории и архитектурных стилей.