Один из самых красивых соборов Санкт-Петербурга, Спас на крови был возведен на месте убийства народовольцами императора Александра II. Покушение на императора было совершено 1 марта 1881 года на набережной канала Грибоедова (бывшего Екатерининского канала), и уже на следующий день Городская дума на чрезвычайном совещании постановила просить нового императора, Александра III, разрешить возвести часовню или памятник царю-мученику.
Вскоре был объявлен конкурс, победителем которого оказался архитектор Альфред Парланд. Он работал совместно с архимандритом Троице-Сергиевой пустыни Игнатием, в миру известным под фамилией Малышев. После трагической смерти императора отцу Игнатию во сне якобы явилась Богородица и показала основы будущего храма.
Храм был выстроен в стиле русской архитектуры 16 -17 веков и очень напоминал собор Василия Блаженного на Красной площади в Москве. Сложный живописный силуэт и многоцветное декоративное убранство делают Спас на крови непохожим на большинство архитектурных сооружений Петербурга, отличающихся строгостью пропорций и цветовых сочетаний.
Несомненный интерес представляют многочисленные мозаики и мозаичные панно, щедро украшающие храм как внутри, так и снаружи. Они были созданы по рисункам Васнецова, Нестерова и других известных русских художников. Особенно впечатляет площадь мозаик, которая составляет 7050 квадратных метров.
Во внутренний объем Спаса на крови включено то самое место, на котором было совершено покушение на Александра II. Хорошо сохранились фрагменты решетки набережной, плит тротуара и даже булыжники мостовой, на которые упал, истекая кровью, император.
Собор сильно пострадал в годы советской власти. Как и многие другие церкви города, вскоре после революции он был закрыт и долгое время использовался как склад. В конце 1960-х годов уникальный памятник русской архитектуры находился в ужасающем состоянии, и в 1970 году были начаты реставрационные работы, затянувшиеся на 30 лет. Такую продолжительность работ было трудно чем-либо объяснить и по городу пошли слухи, что, дескать, пока стоят леса на храме, будет стоять и советская власть. Интересно, что леса сняли в 1991 году, почти перед самыми августовскими событиями в Москве. Таким образом, предсказание оказалось пророческим.
От Михайловского сада собор Спас на крови отделяет полукруглая ограда в стиле модерн, выполненная по проекту архитектора Парланда в 1903-1907 годах. Рисунок кованых звеньев с крупным растительным орнаментом напоминает образцы, характерные для раннего модерна.
С 10.00 до 18.00, кассы до 17.00
Ежедневно
Адрес: наб. канала Грибоедова, д. 2б, литер «А»
Ст. метро "Гостиный двор", "Невский проспект"