Древний Солотчинский Рождество-Богородицкий монастырь находится в двадцати верстах от Рязани, на окраине бескрайнего мещерского леса. Эти труднодоступные места в XIV веке князь Олег Иванович Рязанский избрал для строительства уединенного монастыря, где в случае набега татар, Москвы или иной беды могла бы спастись княжеская семья. Кстати, другая рязанская правительница, великая княгиня Агриппина (Аграфена) основала поблизости в 1507 году девичий монастырь под именем Аграфенина пустынь, где впоследствии и окончила свои дни. Но Аграфенина пустынь в 18-м столетии была упразднена, зато Солотчинский монастырь еще долгие годы негласно считался главным монастырем Рязанской земли. Здесь сохранился замечательный архитектурный ансамбль, созданный несколькими поколениями русских зодчих. Некогда в Солотче находился еще женский Зачатейский монастырь, основанный великой княгиней Евфросинь-ей, упраздненный в 1682 году и переведенный в Аграфенину пустынь.
Легенда рассказывает, что однажды князь Олег Иванович Рязанский с княгиней Ефросиньей отправились на охоту на Солотчу и встретили в глухом и уединенном месте двух отшельников, Василия и Евфимия. Эта встреча натолкнула князя на мысль основать здесь монастырь. Рассказывают, что от Рязани до Со-лотчинского монастыря князь Олег устроил подземный ход.
Князь Олег Иванович скончался 5 июня 1402 года. Тело его было в каменной гробнице погребено в Покровской церкви монастыря. Спустя три года рядом с гробницей князя появилась гробница его супруги, княгини Ефросиний, во иночестве Евпраксии.
Древняя Покровская церковь, построенная в первой половине XV века, была первой каменной постройкой монастыря. Она относилась к типу «иже под колоколы» и напоминала собой храм Св. духа в Троице-Сергиевой лавре. Церковь располагалась у самого края песчаного обрыва и погибла в 1768 году из-за оползания берега. Вместе с ней обрушился весь северо-западный угол монастыря. После этого береговой откос был укреплен целой системой сложных сооружений.
Княжеские гробницы были перенесены в соборную церковь Рождества Богородицы. На гробнице князя Олега хранилась его кольчуга. Сегодня Рождественский собор является самым древним храмом монастыря. Он построен в начале XVI века. Это сравнительно небольшое сооружение. Сто лет спустя верх собора обрушился, и его восстанавливал известный русский зодчий В. X. Зубов. Нижняя половина собора относится к XVI веку.
В соборе находились древние иконы — высеченный из камня образ Свв. благоверных князей Бориса и Глеба, образ Св. Алексия митрополита Московского. В ризнице монастыря хранились многие исторические реликвии — серьги великой княгини Евфросинии, блюда, пожертвованные великим князем Московским Василием III, драгоценная чаша-потир — дар царей Петра и Ивана Алексеевичей.
В XVI веке в память о взятии Казани в монастыре была построена шатровая Алексеевская церковь. Она располагалась на месте первого деревянного храма монастыря, построенного еще князем Олегом. Алексеевскую церковь разобрали в 1847 году.
Большое строительство в монастыре развернулось в 1688 —1698 годах при настоятеле монастыря архимандрите Игнатии (Шангине). В эти годы была возведена трапезная палата с церковью Святого Духа. Заложенную тогда же колокольню достроили значительно позже, в 1735 году. В подклете церкви Св. Духа размещался придел во имя Св. Онуфрия.
В 1698 году были построены Святые ворота с церковью Иоанна Предтечи. В 1958 году в стене церкви Иоанна Предтечи был найден закладной камень с тайником, в котором лежал листок бумаги с надписью XVII века. В тексте говорилось, что храм был заложен «при архимандрите Игнатии в лето 7203 (1695) года июля в 4 день».
Надвратная Иоанно-Предтеченская церковь и трапезная церковь во имя Сошествия Св. Духа построены в стиле пышного нарышкинского барокко. Как полагают, их строил Яков Бухвостов, автор рязанского Успенского собора. Духов-ская церковь с примыкающей к ней трапезной палатой напоминает дворец. Раньше это впечатление усиливалось торжественно-парадной лестницей, которая вела в трапезную палату.
Главным украшением Духовской и Предтеченской церквей являются их многоцветные изразцы. Особенно великолепны четыре большие изразцовые фигуры евангелистов, украшающие Иоанно-Предтеченскую церковь. Их изображения можно найти во многих изданиях, посвященных русскому прикладному искусству XVII века. Автором изразцового убранства Солотчинского монастыря является известный московский мастер Степан Полубес в 1691 году.
В конце XVII века были построены два корпуса келий, в 1694—1698 годах — восточная и южная стена с тремя башнями. Первоначально ограда Солотчинского монастыря была деревянной. С западной и северной стороны каменная ограда появилась только в 1741 — 1745 годах. В середине XIX века западная угловая башня обрушилась вместе с береговым откосом.
В XVII веке в монастыре процветала иконописная школа. Архив монастыря хранил множество ценных исторических документов, особенно относящихся к XVII веку.
Из Солотчинского монастыря открывается вид на бескрайнюю окскую пойму, на цветущие заливные луга. Далеко-далеко в голубоватой дымке виден силуэт колокольни Богословского монастыря в селе Пощупове.