«Пещерные города» — удивительные своеобразные историко-археологические памятники средневекового Крыма. Они расположены на горах-останцах, так называемых столовых горах Внутренней гряды Крымских гор, среди удивительной природы, которая на небольшом пространстве сосредоточила все, что поражает воображение — горы, леса, ущелья и головокружительные обрывы.
В те далекие времена жить в богатых и удобных долинах было опасно, так как Крымский полуостров подвергался бесконечным набегам кочевых племен. В такие периоды людям, которые жили здесь, приходилось покидать свои жилища и уходить в горы, в безопасные места, либо поблизости строить оборонительные сооружения. К таким сооружениям, огражденным мощными оборонительными стенами с боевыми башнями, пещерами, неприступными казематами и естественными преградами — обрывистыми неприступными скалами, относятся «Пещерные города», построенные в VI–X вв. потомками тавров, скифов, сармато-аланов, греков-эллинов.
В 1475 г. Крымский полуостров завоевывают турки. В течение 300 лет он находился под властью Османской империи.
После длительной борьбы России с Турцией за выход к южным морям Крым в 1783 г. был присоединен к России. Теперь «пещерные города» утратили свое первоначальное назначение. Их жители переселились в близлежащие города. «Пещерные города» опустели.
В литературе первые сведения о «пещерных городах» встречаются в XIII в. Это, в основном, краткие упоминания в заметках путешественников, географических обзорах в некоторых исторических документах. Довольно подробное описание «пещерных городов» оставил Мартин Броневский — посол польского короля Стефана Батория к крымскому хану. Мартин Броневский побывал в Крыму в 1578 г., и его рассказ представляет интерес как свидетельство очевидца.
Первые научные описания «пещерных городов» принадлежат академику П. С. Палласу, выдающемуся ученому XVIII в. Немало сделано в изучении «пещерных городов» видным исследователем Крыма академиком П. И. Кеппеном в XIX в. и нумизматом, историком и археологом А. Л. Бертье-Делагардом в конце XIX — начале XX в.
Археологические исследования «пещерных городов» продолжили современные ученые В. П. Бабенчиков, Е. В. Веймарн, А. Г. Герцен, О. И. Домбровский, Н. И. Репников, Д. Л. Талис, Ф. И. Шмидт, А. Л. Якобсон и др.
Название «пещерные города» — условное. Застройка их состояла из жилых наземных сооружений и многочисленных высеченных в скалах помещений оборонительного, хозяйственного, погребального и культового назначений. Наземные постройки сохранились плохо. Остались главным образом пещеры, давшие повод путешественникам XVIII–XIX вв. полагать, что они использовались для жилья. Отсюда и название городов «пещерные».
«Пещерные города» в Крыму разделены исследователями на три группы.
В первую входят значительные по площади города — Экси-Кермен, Мангуп, Чуфут-Кале и Кыз-Кермен.
Ко второй группе относятся хорошо укрепленные крепости-замки, расположенные на небольшой площади (до 2 га): Тепе-Кермен, Бакла, Сюйренская крепость, Каламита, Кыз-Куле и др.
К третьей группе относятся христианские монастыри, высеченные в отвесных обрывах скал: Успенский, Чильтер, Шулдан, Инкерманский, Качи-Кальон и др. Они не имели специальных оборонительных сооружений. В пещерах располагались монашеские кельи, храмы, ризницы, усыпальницы и другие культовые и хозяйственные помещения.
Интересна история пещерных монастырей. Появляются они в конце VII — начале IX в. Возникновение их связывают с иконоборческим движением в Византии. Это движение по существу являлось внешним проявлением внутриполитической борьбы между светской властью Византии и монастырями, сосредоточившими в своих руках огромные земельные владения. Начало иконоборчеству положил византийский император Лев III Исавр, издавший в 726 г. эклогу против почитания икон. Новый император Константин V созвал церковный собор, который осудил иконопочитание как идолопоклонство. При этом преследовались совсем не религиозные цели — иконоборчество было лишь предлогом. Императоры стремились сломить экономическое могущество церкви. Крупные монастыри ликвидировались, их имущество и земли переходили в собственность государства, здания превращались в казармы, монахов силой заставляли вступать в брак или отправляли в армию. Они бежали в отдаленные области империи и за ее пределы. Массы беглых монахов стекались в Крым. Они и основали в долинах рек, в обрывистых скалах монастыри.