Памятник великому певцу находится на Новинском бульваре во дворе Дома-музея Шаляпина, дома, в котором Шаляпин открыл госпиталь и где пел перед солдатами в годы Первой мировой войны. Шаляпин пел в Большом и Мариинском театрах, но большинство ролей впервые исполнил на сцене Московской частной русской оперы Мамонтова. Среди его лучших партий - Борис ("Борис Годунов" Мусоргского), Мефистофель ("Фауст" Гуно и "Мефистофель" Бойто), Иван Грозный ("Псковитянка" Римского-Корсакова), Сусанин ("Иван Сусанин" Глинки). Исполнял также русские народные песни и романсы.
В 1922 году Шаляпин уехал из России. В июне 1937 года в Париже состоялся последний выход певца на сцену в образе Бориса Годунова.
Памятник хорошо просматривается при движении по внешней стороне Садового кольца. На фасаде Дома-музея Шаляпина также находится барельеф со скульптурным изображением певца.
В целом скульптурная композиция неоднозначна. Помимо Шаляпина в глаза бросается непонятный постамент. У многих складывается ощущение, что певец сидит на куче грязи, размытой дождем, тогда вдохновенность и проникновенность образа статуи совсем не вяжется с суровой действительностью. Возможно, автор монумента рельефными линиями хотел подчеркнуть присутствие мотива естественной природы: настоящую лесную почву, однако, получилось до такой степени натурально, что в данном контексте кажется несколько нелепым. Следует заметить, что на картине Репина, по образу которой была создана статуя Шаляпина, певец сидит на лавочке в окружении корзин с цветами. Скульптурная композиция Церковникова предоставила артисту другое обрамление – бревно и землю, насколько этот замысел удачен - судить публике. В народе эта скульптура получила незавидное название: «алканафт в поисках пятой точки».
Неоднозначно и месторасположения памятника. Монумент установлен без специального на то разрешения властей. По рассказам очевидцев – в одно прекрасное утро он предстал пред ясны очи изумленной публики, словно из небытия. Видимо, скульптуру устанавливали тайком под покровом ночи. После этого вопиющего факта последовал ряд разбирательств и постановлений о демонтировании памятника. Однако окончательных решений на данный момент не вынесено, равно как и принятия радикальных мер.
Многие считают, что статую необходимо перенести к Большому театру – самое достойное место для столь знаменитой личности. Некоторые выступают в защиту памятника и категорически против его сноса или «переселения». Кто-то, наоборот, считает, что потакать созданию несанкционированных и неутвержденных памятников нельзя. Кстати, в Москве это уже в некотором роде проблема, количество монументов, поставленных без согласования с городскими властями, неуклонно растет.
Адрес: Новинский бул., 25