Особняк по адресу: ул. Таганская, д.13 имеет свою многовековую историю, отпечаток которой витает в воздухе. Усадьба имела много знаменитых хозяев. Историю передачи дома из семьи в семью, из поколения в поколение можно проследить с середины XVII века. С 1725 года усадьба принадлежала двум братьям — удачливым купцам Земсковым, владельцам полотняной и шелковой фабрик. Впоследствии хозяином дома в 1778 году был Ипатьев Герасим Андреевич, рязанский купец и фабрикант, известный вельможа екатерининских и павловских времен. В 1780 году особняк приобрел генерал-майор Николай Яковлевич Аршеневский, служивший губернатором Смоленска и Астрахани. При нем фасад украшал герб старинного рода, давшего России плеяду губернаторов и вице-губернаторов. На щите изображалась крепостная башня и лев с саблей. Это герб дворян, служивших царям со времен Алексея Михайловича.
Три родных брата, Николай, Петр и Илья Аршеневские, удостоились чина — тайный советник, который присваивался высшим сановникам империи. Петр служил вице-губернатором и московским гражданским губернатором. Высокопоставленные дворяне жили рядом с купцами, чей капитал к тому времени креп и неуклонно рос.
В 1812 году особняк перешел в руки купцу Кузьме Сычкову, которому пришлось восстанавливать его после пожара Отечественной войны с Наполеоном. Дом сохранился в настоящее время именно в том восстановленном виде.
Владельцами усадьбы были в 1874 году почетный потомственный гражданин Москвы Михаил Васильевич Аллилуев, в 1887 году — московский купец Павел Иванович Черняев, в 1897 году мещанка, крупная московская домовладелица Пелагея Потаповна Кокушкина-Медынская.
Все хозяева следили за усадьбой, поэтому она смогла сохраниться в своем привлекательном виде до послереволюционных времен и в наше время. Не повезло усадьбе и с последним хозяином — типографией «Восход», которая довела дом до фактического разрушения. Но благодаря совместным усилиям Правительства Москвы, Главного управления охраны памятников и реставрационной фирме «Смирвальд» здание усадьбы полностью восстановлено и в 1999 году в ней открылся Музей мебели. «Мы хотели, чтобы все здесь было так, как 200 лет назад, — рассказывает работник музея Ольга Алексеевна. — Пришлось долго реставрировать, откапывать первый этаж дома — он ушел под землю, восстанавливать обстановку залов».
Три года длилось восстановление особняка. С помоек, из заброшенных домов по воле случая изразцы, реечки, дверцы, каркасы кресел попадали в руки молодых мастеров. Шлифуя, вырезая, подгоняя, отделывая, лакируя, они ведут немой диалог с красавицей волнистой березой, с крепким дубом, прочной осиной… Итог этого диалога — представленные в восьми комнатах Музея мебели гарнитуры и отдельные отреставрированные находки XVII — XIX веков. И чинный поставец, и полковая касса, доставлявшая жалованье Кутузову, и диван А. Писемского, и другие экспонаты впервые встретят посетителей. А вот «новодел»: созданный по эскизам Билибина мастерами «Смирвальда» секретер со множеством тайников и секретов. Гарнитур, посвященный Петрову-Водкину, вовсе не «пьяный». Видимый разброд и шатание мастерились более трех месяцев. А десятки табуретов — сиамские близнецы, табурет в виде ящика для вина с ножками-бутылками, табурет с ушами и носом — вызывают улыбки и желание плюхнуться на сиденье.
Когда идешь по полированным полам среди изящных кресел, секретеров, позолоченных люстр и гардин, кажется, что из дверей вот-вот выйдет в пышных шелках госпожа Аршеневская, спросит о погоде и пригласит выпить чашечку чая в гостиной. Недаром в большом Бордовом зале музея временами снимают историческое кино, устаивают музыкальные вечера и расписывают молодоженов — обстановка располагает к торжественности.
Каждый экспонат в музее имеет свою историю. Например, шкаф-бюро «монашка» XVIII века. Такие шкафчики стояли в кельях: комнаты были узкие и длинные, в них мало что помещалось, поэтому мебель должна была быть компактной и многофункциональной — в «монашках» много ящичков и полок. Этот шкаф-бюро изготовил крепостной мастер по приказу своего хозяина. К купцу приехал друг, побывавший за границей, и рассказал историю одной «монашки», какую прекрасную мебель умеют изготавливать тамошние мастера. Тогда купец решил удивить гостя и изготовить шкаф «монашку» не хуже заграничного. За отличную работу крепостной мастер получил самую ценную награду — вольную.
Гордость и символ музея — кресло Александра I. Его подарила женщина, предки которой служили при дворе. Она рассказала, что в 1801 году по одному селу (точное название неизвестно) прошел слух: царь намерен остановиться там передохнуть по дороге с коронации. Нового царя по традиции нужно было принять «на трон». Тогда местный купец решил изготовить для правителя березовое кресло, а чтобы оно стало царским, вставил в его спинку вырезанного из дерева двуглавого орла — символ власти. Александр I действительно посетил село. Он присел на березовый «трон», а когда собрался вставать, выяснилось, что царские руки прилипли к подлокотникам: лак не успел высохнуть.