Красноярский культурно-исторический музейный комплекс в недавнем прошлом - это Красноярский филиал Центрального музея В.И. Ленина.
Единственный на всю Сибирь и Дальний Восток и 13-й на территории бывшего Советского Союза музей создавался по решению ЦК КПСС и находился на партийном бюджете. В апреле 1979 года вышло Постановление ЦК КПСС об организации Красноярского филиала Центрального музея Ленина, который был открыт 17 апреля 1987 года. Восемь лет, затраченных на создание практически с нуля такого музея, - срок фантастически малый. Для строительства музея были привлечены лучшие строительные силы Красноярска, авторами художественного решения экспозиции и внутренних интерьеров были ленинградские художники - А. Бахусов, В.И. Коротков, В.Л. Ривин в творческом содружестве с заслуженным архитектором России - А.С. Демирхановым (г. Красноярск). Прекрасно выбрано место в историческом месте Красноярска - на Стрелке, где благодаря зданию музея сложился новый городской ансамбль. Выразительно обыгран рельеф местности.
В более жестких рамках вынуждены были работать художники-экспозиционеры. Учитывая, что основной материал, представленный учеными является плоскостным, художники использовали широкие технологические возможности: они задавали определенный ритм всей экспозиции; сделали каждый раздел в своей пластике, своем цвете; удачно нашли элементы оборудования (кассетные установки, альбомы, стенды). Постоянно изменялись приемы подачи текстового и графического материала. Наряду со сложными технологическими устройствами использована разнообразная автоматика и электроника, расширяющая возможности экспозиции.
В экспозициях Музея Ленина прослеживалась биография Ленина с коротким введением о предшественниках, подготовивших почву для развития социал-демократического движения в России, а затем кратко давалась история страны до середины 80-х гг. с постоянным вкраплением сибирского местного материала.
Постоянно, начиная с 1991 года, экспозиция меняется и сокращается. В настоящее время в прежнем виде существует лишь часть постоянно действующей экспозиции в "Красных залах". Само название говорит об оформлении, причем цветовая гамма не случайно имеет красный цвет - здесь расположилась экспозиция о подготовке и проведении Октябрьской революции 1917 года и первых шагах Советской власти (до 1924 г.).
С января 1990 года Красноярский филиал музея Ленина был реорганизован в музей политической истории, а в августе 1991 года был передан в ведение комитета по делам культуры и искусства администрации края, получив новое название Культурно-исторический центр (впоследствии Культурно-исторический музейный комплекс или Красноярский музейный центр).
Новое название заключило в себе огромный смысл: культурно-исторический музейный комплекс избрал нетрадиционный для музеев путь - не отказываясь от чисто музейных задач, комплекс впитал, аккумулировал в себе множество других самых разнообразных функций. Все это позволило сделать ККИ МК в короткий срок одним из самых интересных культурных учреждений Красноярска. Музей соединил в себе множество разнообразных функций и сфер деятельности, наибольшее место отводя все же собственно экспозиционной или музейной деятельности. В отличие от традиционных музеев основная деятельность Красноярского музейного центра ориентирована не на прошлое, а на будущее культуры. В экспозиционном пространстве музея происходит контакт аудитории с ценностями, которые в силу их принципиальной новизны либо экзотичности еще не завоевали общественного признания. Такая музейная презентация очень часто становится для них первым шагом на пути их интеграции в современную культуру. Большинство проектов Музейного центра разрабатываются именно в русле инновационной деятельности.
Прошедшая осенью 1999 года выставка современного искусства "Звезда МГ" и приуроченная к ней международная конференция "Психоделическая революция: российское искусство 1990-х гг." открыла новые перспективы для развития музея как центра и своеобразного проводника новаторского современного искусства. Для этого была создана художественная программа "Четвертая высота", которая является музейно-выставочной и научно-исследовательской структурой Музейного центра. Основной задачей этой программы является осуществление проектов в области современного искусства, архитектуры, дизайна, художественного образования. Реализация программы направлена на создание феномена современного сибирского искусства в контексте мирового художественного процесса. В рамках художественной программы "Четвертая высота" аккумулируются художественные инициативы региона, формируется музейный контекст современного сибирского искусства, осуществляется творческий обмен опытом художников на региональном, федеральном и международном уровнях. В рамках программы развиваются творческие контакты и обмен информацией с Центрами современного искусства, отделами современного искусства, галереями и художниками.
Красноярский музейный центр создает свои собственные выставки, которые по содержанию и художественному образу не вписались бы в экспозицию ни одного из существующих красноярских музеев. Благодаря использованию нового легко трансформирующегося оборудования появилась возможность создавать к каждой такой выставке свой дизайнерский проект, что позволяет делать выставки не только глубокими по содержанию, но и зрелищными с точки зрения объемно-пространственного решения. Это уникальное экспозиционно-выставочное оборудование, более трех лет применяемое на практике, производит Проектно-инновационный центр, созданный в ККИМК.
За время своего существования в новом статусе Музейный центр осуществил более 150 выставок. Наиболее значительные из них "Новые территории искусства" (1993), "Архитектурная Двадцатка" (1993), "Жизнь на Енисее" (1993), "Путешествие туда и обратно" (1994), "Затяжной прыжок" (1994), "В поисках неведомого Бога" (1994, "Наша победа" (1995), "Symbolarium" (1997), "Миро в Сибири" (1999), "Вагон времени" (2000), "Восток МАГНУМА на Четвертой высоте" (2000).
В Музейном центре действует уникальное единственное в России сооружение - видеополиэкран. Это огромный экран (5Х5Х15 метров), на который передают изображение одновременно 60 проекторов фирмы KODAK. Управляет проекторами специально созданная компьютерная программа. Изначально видеополиэкран создавался для демонстрации единственного шестиминутного слайд-фильма "На перекате". Сейчас готовы для показа уже 16 музейных слайд-фильмов, объединенных в 5 тематических слайд-программ, к тому же рабочей группой видеополиэкрана постоянно создаются новые слайд-фильмы. Просмотр ярких информативных слайдов, сопровождающихся интересным дикторским текстом, доставляет большое удовольствие и дарит массу новых ощущений как взрослым посетителям музея, так и детям.
Так сложилось, что традиционная аудитория любого музея - это дети. Музей - первый помощник образовательных учреждений в деле накопления знаний. Музей имеет много возможностей представить юным посетителям достижения культуры в доступной, занимательной форме. Для этого в Музейном центре создан образовательный центр. В течение года работы педагоги-музейщики проводят музейные уроки и мастер-классы, читают лекции, реализуют совместные проекты со школами, центрами эстетического воспитания.
Самым значительным воплощенным проектом Музейного центра является учреждение и проведение в его стенах цикла Красноярских музейных биеннале. Красноярские биеннале - единственный в мире открытый конкурс музейных экспозиций. Также в рамках биеннале проходят фестивали музейных изданий и фильмов, дискуссионная и концертная программа. Первая биеннале прошла в декабре 1995 года (собралось 38 музеев). Своеобразным ее итогом можно считать организацию ассоциации "Открытый музей", которая объединила более 70 музеев Красноярского края и страны в целом. Во второй биеннале, проходившей в конце сентября - начале октября 1997 года, участвовало уже 50 музеев. Красноярские музейные биеннале получили международное признание именно после этой биеннале. Так в 1997 году по рекомендации Европейского музейного форума Красноярскому музейному центру был присужден специальный Приз Совета Европы "За вклад в развитие европейской идеи" (год владения переходящим "кубком" - бронзовой скульптурой "Женщина с прекрасной грудью" испанца Хуана Миро и 30000 франков). Красноярский музейный центр является первым и пока единственным обладателем этой награды среди российских музеев. Этому событию посвящена выставка под названием "Миро в Сибири".
Географию третьей биеннале, проходившей в сентябре 1999 года, составили музеи, художественные студии и галереи от Владивосток до Калининграда, зарубежное представительство - Германия, Голландия, Италия, Польша, Швеция, Франция. В конкурсных программах было представлено 67 музейных экспозиций и художественных проектов, 29 фильмов в 6 номинациях ("экспозиционный фильм", "визитная карточка", "реклама", "визуальная антропология - традиционная культура", "открытая зона", "визуальная антропология - современная культура"), 54 издания в четырех номинациях ("образовательные издания", "периодические издания", "каталоги и альбомы", "презентационные издания").
Изменился на Третьей биеннале внешний облик здания: вместе с огромными широко распахнутыми глазами (подаренными Второй биеннале московской группой "Арт-бля") на фасаде музея появился рот, символизируя открытость, диалогичность и, может быть, даже человечность Музейного центра.
Красноярскому музейному центру предназначено стать первым музеем будущего, музеем XXI века, - синтетическим в самой своей основе, - представляющим собой дворец культуры и выставочный зал, научное учреждение и инновационный культурный центр.
Еще недавно величественно-холодный официальный музей с монументально-статичными экспонатами, сегодня Музейный центр привлекает сотни людей. И первое, что встречают здесь красноярцы и гости города - обилие и разнообразие выставок. Большие экспозиционные площади и оборудование, выполненное по последнему слову технического оснащения, позволяют одновременно показывать более двадцати разнообразных выставок.
Тематика собственных выставок Музейного центра разнообразна, от внимания к исторической реальности до интереса к глубоко человеческим проблемам. Проходят годы, но многие из нас не в силах забыть ужасов Отечественной войны... Сколько же нужно лет, десятилетий, веков, чтобы сегодняшние мальчишки забыли "свои" войны? Афганистан, Таджикистан, Чечня... А может быть и надо всегда все это помнить: каждый момент, каждую секунду видеть перед собой эти мальчишеские детские глаза войны? Затем, чтобы помнили, создана в музее мемориальная экспозиция "Затяжной прыжок". Увидеть своими глазами историю развития флота в России от легких парусников суден до современных лайнеров можно, посетив юбилейную выставку "Флоту быть", посвященную 300-летию Российского флота. Здесь представлены модели кораблей, исторические предметы и документы. В Музейном центре создано несколько выставок, наглядно демонстрирующих эволюцию приемов экспонирования, например, "Внутренние состояния", "На перекрестке параллельных миров". В них активно применяются различные аудиовизуальные эффекты, рассчитанные на углубление взаимодействия между экспонатами и зрителями.
В 1999 году в Музейном центре создана экспериментальная выставочная площадка современного искусства "Четвертая высота" в рамках одноименной программы. На ней были реализованы проекты: "Марс атакует", "Призматика", "Я и вы", "Пространство света", "Восток Магнума на Четвертой высоте" (совместно с институтом "Открытое общество" и международным фотоагенством "Магнум-Фотос"), "Я не хочу ненавидеть" (выставка подготовлена Союзом Дизайнеров России, Британским советом, Институтом "Открытое общество" (Фонд Сороса), Институтом Гете, Академией графического дизайна России, "Антифашистским молодежным действием", "ИМА-Пресс", международной биеннале "Золотая пчела"; в реализации проекта в Красноярске приняли участие Красноярский музейный центр и Красноярский краевой краеведческий музей), выставка художника Виктора Сачивко "Изображение".
Красноярский музейный центр охотно принимает и размещает гостевые выставки. В его стенах проходят интереснейшие выставки из Японии, Польши, Германии, Москвы, Санкт-Петербурга, Иркутска и других городов России. Эти передвижные выставки знакомят красноярцев с произведениями искусства и фотодокументами, с композициями из цветов и японской куклой, с сибирской стариной и русским головным убором.
В Музейном центре регулярно проводятся выставки российских художников, как профессиональных, так и художников-любителей. Так, например, красноярское Общество последователей Рерихов давно уже избрало Музей на Стрелке в качестве места для экспонирования картин выдающегося русского художника и философа. А краевой центр художников-любителей и мастеров декоративно-прикладного искусства проводит здесь свои ежегодные выставки.
Очень популярны у зрителей выставки, представляемые Музеем восковых фигур из Санкт-Петербурга, такие как "Правители и судьбы", "Мифы Древней Греции", "Аномалии человеческого тела", "История наказаний" и др. Стали уже традиционными выставки-продажи изделий из натуральных камней "Мир самоцветов". Сувениры, картины из камня, украшения, выполненные лучшими мастерами России, способны изумить самого искушенного зрителя. Постоянная выставка-продажа экзотических аквариумных рыбок и растений "Подводный мир" вызывает неизменный интерес зрителей и "оживляет" монументальное здание музея.
Проводятся в Музейном центре и выставки производственно-коммерческого направления. Многие ведущие предприятия края обращаются сюда с просьбой экспонировать свою продукцию, провести презентацию. В конференц-зале Музейного центра, рассчитанном на 250 мест и оснащенном самой современной аудио- и видеоаппаратурой, проводятся как научные конференции, семинары, так и концерты современной рок музыки. Уже почти три года в его интерьерах выступают лучшие музыкальные коллективы Красноярска. Маленькая площадка с великолепной акустикой под названием "Светелка" принимала концерты известных камерных оркестровых и хоровых коллективов.
В стенах Музейного центра разместились центр эзотерической литературы "Тональ", а также уютное кафе, где можно хорошо отдохнуть и отведать фирменные блюда.