Самый первый перевод одной из строк, состоящей из 39 знаков, осуществил новосибирский ученый В.М. Наделяев: «Земля — вечное бытие! Облагодетельствуй дом (семью) лекаря травника: пятикратно возьми жар бесовской болезни, подуй — изгони! Сотвори благодать! Земля — Чернь!»
Название места переводится как «плоский расширенный висячий камень, гора». Находится оно на правом берегу реки Чуя, на 723 км Чуйского тракта, между селами Иня и Иодро.
Анализ разнообразных сюжетов и даже отдельных изображений позволяет наметить несколько этапов создания этого святилища:
Эпоха неолита (6-4 тыс. до н.э.)
представлена крупными фигурами оленей и козлов, выполненными контурным желобком. Размеры некоторых фигур достигают 2 м х 3 м.
Эпоха энеолита-бронзы (3-1 тыс. до н.э.)
к ней относится самая многочисленная группа петроглифов: стилизованные изображения женщин (часто рядом со зверем), мужские фаллические фигуры; колесницы и вьючные быки; погонщики и войны, вооруженные копьями; фантастические хищники и олени и т.п. К числу редко встречаемых на Алтае в эту эпоху также следует отнести рисунки медведя, змеи и знаков-символов.
Скифская эпоха (YIII-III в.в. до н.э.)
характеризуется сценами охоты на оленей, а также главными персонажами скифо-сибирского звериного стиля (козлы, волки, лошади, собаки и др.)
Древнетюркская эпоха (YII-X в.в. до н.э.)
выделяется небольшим числом сцен охоты на оленей, диких быков, медведей, выполненных техникой граффити.
Калбак-Таш — это не только уникальный комплекс древних петроглифов. Здесь обнаружены также надписи, относящиеся к древне-тюркскому периоду. На сегодняшний день на Калбак-Таше выявлено 30 строк рунического письма, выполненного енисейским алфавитом.