В этом музее, открытом в 1898 году, находится крупнейшая в мире коллекция русского изобразительного искусства. Начиная с икон Андрея Рублева, Симона Ушакова, новгородской и псковской школ, экспозиция Михайловского дворца позволяет полностью проследить развитие русского искусства на протяжении десяти веков. Из живописи XVIII века наибольший интерес представляют Автопортрет Карла Брюллова и его же крупноформатный Последний день Помпеи.
Но важнейшей частью музейного собрания, безусловно, является живопись XIX века. Жанровые картины Павла Федотова и Алексея Венецианова ценны не только своей живописью, но интересны и своим взглядом на образ жизни русского крестьянства и буржуазии начала XIX века.
Одним из интереснейших в художественном отношении русских художников конца XIX века, бесспорно, является Архип Куинджи, чьи лаконичные и тонкие пейзажи не только выделяют самые необычные нюансы цвета и тени, но и поражают глубоким лиризмом и внутренней метафизикой. Расцвет и экспериментальный радикализм русской живописи начала ХХ века в коллекции убедительно представляют демонический Азраил Михаила Врубеля, работы Натальи Гончаровой и Василия Кандинского, а также супрематические инновации Казимира Малевича, Владимира Татлина и Александра Родченко.
Кроме Михайловского дворца коллекция Русского музея выставлена также в Мраморном дворце, старом Михайловском дворце и Строгановском дворце.
Инженерная, 4