Без преувеличения можно сказать, что Екатерининский дворец (арх. И. Браунштейн) блистает своим великолепием. Дворец развернут в длину более чем на 300 м. Его лазурные фасады украшают белоснежные колонны, пилястры и скульптуры, позолоченные лепные и резные украшения. На внешнюю и внутреннюю отделку дворца пошло около 100 кг золота. После того как Петр I построил для жены Екатерингоф, императрица сделала ему ответный подарок: им стал «увеселительный замок с садом». Особой пышностью дворец не отличался, скорее, напоминал загородный дом. Свое великолепие он обрел после того, как Царское Село унаследовала дочь Петра I и Екатерины I Елизавета Петровна.
Над новым проектом дворца работали русские зодчие Земцов, Квасов и Чевакинский, которые наметили его планировку. Однако именно Растрелли возвел здание, о котором французский посол отозвался следующим образом: «Единственное, чего здесь не достает, так это футляра для такой драгоценности». Проект грандиозной анфилады дворцовых залов, получившей за обилие золотых украшений название Золотой, также принадлежит Растрелли. В конце XVIII в. к растреллиевскому зданию пристроены Церковный и Зубовский корпуса. В Зубовском корпусе в 1790-х г. жил последний фаворит Екатерины II Платон Зубов (впоследствии ставший одним из заговорщиков, убивших её сына — императора Павла I). Строгую симметрию дворцового фасада нарушают золотые купола Воскресенской церкви (1745 — 1748; Растрелли, Квасов, Чевакинский), освященна 30 июля 1756 г. в присутствии им ператрицы Елизаветы Петровны. Сейчас интерьер находится в стадии реконструкции и используется для временных выставок. Изменения во внутреннее убранство вносились вплоть до XIX в.
Впечатляет Светлая галерея (Большой зал; площадь около 1000 м²)г занимающая всю ширину дворца. Иллюзию безграничного пространства создает чередование больших окон с зеркалами в простенках, а также плафон (эскиз Д. Валериани), на котором в аллегорической форме раскрывается тема величия России XVIII в. По вечерам в зале по бокам от зеркал зажигались 696 свечей. Золоченая деревянная резьба с фигурками амуров, коронами и щитами выполнена 130 русскими резчиками по эскизам Растрелли — и моделям скульптора-декоратора И. Дункера.
В 70-х гг. XVIII в. дворец перестроен архитектором Ч. Камероном, согласно вкусам новой хозяйки — Екатерины II. В начале XIX в. архитектор В. П. Стасов по заказу императора Александра I создал Парадный кабинет и несколько смежных с ним комнат. Последний штрих в анфиладу дворца внес И. Монигетти, который оформил Парадную лестницу. В залах дворца можно увидеть живописные плафоны известных мастеров, портреты и картины работы выдающихся художников: в частности, из 130 картин XVII — начала XVIII вв., принадлежащих кисти западноевропейских мастеров живописи, 114 размещены в Картинном зале по принципу шпалерной развертки.