История участка, на котором сейчас находится дом Лидваль, начинается с 1849 года. В том году между Малой Посадской и Кронверкским проспектом, стоял двухэтажный деревянный дом штаб-лекаря Н. А. Брауна и двухэтажный каменный дом механика Е. И. Гленни. В 1857 году часть участка перешла к жене купца А. А. Кумберг. Новая владелица построила один жилой дом и четыре нежилых постройки. На этом участке ее муж, немецкий предприниматель, купец 2 гильдии Иван Кумберг в 1851 году основал ламповую и бронзовую фабрику. На промышленной выставке в 1861 году он получил одну из наград. К этому времени на фабрике работало 50 человек. Годовой оборот её был около 110 тысяч рублей. Вскоре фабрика расширилась и стала в 1875 году заводом бронзовых изделий. Владельцам его оставался И. А. Кумберг. Заведующими заводом были Иоганн Кокс и Рихард Коордт. Фамильная ценность – керосиновая лампа с надписью «И. А. Кумберг» находится сейчас в музее арт-галереи «Питерская мансарда».
В 1863-1889 годах этот большой участок приобрел Меклотлин, который возвел две деревянные нежилые постройки. В 1896 году весь участок был поделен на два: С. В.Фелькеля (под №1) и А. А.Кумберг (под №3). Спустя 2 года они перешли к Я. П. Коксу, прусскому подданному, занимавшемуся металлической мануфактурой.
Но уже 28 сентября 1898 года участок был куплен матерью архитектора Ф. Лидваля. Земля была куплена в кредит. Ида Бальтзаровна Лидваль просила Кредитное Общество выдать ей, под залог означенного имущества, ссуду 42% облигациями, которая по правилам Устава Общества причитается на 37 ½ лет срока.
23 марта 1899 года Ида Лидваль написала прошение в Санкт-Петербургскую Управу, желая произвести постройку на принадлежащей ей земле. Разрешение было дано 14 апреля 1899 года, а 24 апреля Ф. И. Лидваль уже просит поставить временный забор, что означало начало строительства.
В связи с тем, что у проспекта стояли каменные и деревянные жилые флигели, строительство всего комплекса началось в 1899 году со стороны Малой Посадской улицы. В 1900 году четырехэтажный корпус был возведен и занимал 130,25 квадратных сажень. Он включал, преимущественно пятикомнатные квартиры, в которые кроме комнат входили людские, ванные, буфетные, передние, кухни, клозеты.
Архитектурное решение дома Лидваля на Каменноостровском проспекте
В постройке корпуса, выходящего на Малую Посадскую улицу зодчий пытался преодолеть привычные плоскостность и симметрию. Средний щипец криволинейного абриса и широкие окна под ними смещены с центральной оси. Нижний этаж отделен не горизонтальной тягой, а волнообразной линией. Эркеры не повторяют друг друга: левый – округлый, правый – трехгранный. Боковые трапециевидные щипцы с лучковыми навершениями подходят на завершение угла дома И. Е. Ритинга на Кронверском проспекте (1899, В. В. Шауб). Стена покрыта фактурной штукатуркой «внабрызг». Этот прием затем будет любимым в творчестве Лидваля.
В плане центральный корпус тоже несимметричен, но основное звено его главного фасада имеет симметричное трехосевое строение. Вертикальные оси корпуса подчеркнуты тремя эркерами и щипцами. Средний щипец сложно искривленного контура подымается над боковыми эркерами. Трехгранный стеклянный эркер в центре зажат между лопатками большей высоты, прочерченными вертикальными тягами. Металлические балки и другие части его конструкции художественно о6работаны. Цоколь дома по всему периметру сложен из гладко обработанных плит красного гранита. Облицовка нижнего этажа и архитектурные детали выполнены из талько-хлорита (талько-хлоритовового сланца) или, как его еще называют, «горшечный камень», впервые в Петербурге примененного Лидвалем.
Курдонер и решетка дома Лидваль
От Каменноостровского проспекта здание отделяет красивая кованая решетка, установленная на столбах красного финского гранита, и возобновленная летом 1995 года. В решетке устроено двое ворот с гранитными пилонами-фонарями. Дом проектировался как единый организм, где форма соответствует содержанию Новые тенденции проступают не только в планировке здания, но и в характерных для архитектора приемах декоративного убранства. В оформлении фасадов корпусов зодчий широко использовал декоративные мотивы модерна; привлекает внимание оформление над центральным порталом. В центре рельефного украшения – картуш с датой окончания главной части комплекса «1902». Справа от даты изображена сосновая ветка с шишками. Рядом лесная птица, похожая на сороку, норовящая клюнуть сидящего рядом зайца. За ним еще один заяц, выбегающий из чащи. Слева от даты – голова рыси с раскрытой пастью. Рядом, на сучке, сидит сова с раскрытыми крыльями.
Горельефный филин с распростертыми крыльями, для которых специально расширен верх среднего щипца, расположился под самой крышей. На втором этаже по обе стороны корпуса расположены балконы. На решетках которых «сидят» большие кованые пауки. Справа и слева от них, словно поддерживая паутину, «цветут» металлические подсолнухи. Созданные фантазией зодчего ограждения замечательны в двух отношениях: филигранно выполненная кузнечная работа делает их произведением искусства, а выбранный им сюжет несет в себе многозначный образ: паук – символ рукоделия, ремесла, ткачества и еще шире – судьбы. решетки с пауками дома Лидваль служат своеобразной иллюстрацией к словам французского искусствоведа Ш. Блана, заметившего, что «… архитектура в высшем ее понимании – не сооружение, которое украшают, а украшение, которое строят». Любопытен тот факт, что остальные балконы здания (а всего их около десяти) имеют совершенно иную стилистику. Часть из них выполнена в растительном варианте ритмического модерна, другие – в неоклассическом стиле.
Дом Лидваля – яркий представитель северного модерна в Петербурге
Постройка дома И. Б. Лидваль стала событием в архитектурной жизни Петербурга. И естественно, что в сооружениях других зодчих той поры можно найти отголоски архитектурных приемов, впервые использованных в доме на Каменноостровском проспекте. Так композицию лидвалевского балкона с пауками можно увидеть в решетках дома П. Т. Бадаева (ул. Восстания, 19), спроектированного архитекторами В. И. и Г. А. Косяковыми. Только вместо подсолнухов, паука окружают могучие стебли цветущего чертополоха.
Декоративное убранство дома Лидваля, как представителя северного модерна
Над парадной левого корпуса – изображения фантастических большеголовых рыб, напоминающих дельфинов, с глазами навыкате и с раскрытыми ртами. На выступающей части флигеля высечена юркая ящерица, выше – голова рыси. Под листом папоротника растут мухоморы и сморчки. Рядом тюльпаны, лесные ягоды. Все это органично вплавлено в разнофактурные поверхности стен. Эти звери и птицы – дань увлечения модной в то время северной архитектурой. Смешение северных и южных, ночных и дневных, реально существующих и вымышленных птиц и зверей в оформлении здания – одна из черт модерна.
Особенно выразительна по пластике угловая часть южного корпуса. Объемы и плоскости мягко всечены друг в друга. Сам угол словно врезан, и в заглубление вкомпонована граненая призма, которую поддерживают мощная балка и толстые столбики из блоков рваного камня. К элементам модерна прибавились венки и гирлянда.
Образ дома Лидваль – полифоничен. Многочисленны и разнообразны эркеры и балконы, прямые и многоугольные оконные проемы, некоторые из них с завершениями в виде арок с наличниками разных рисунков. В облицовке фасада здания, опирающегося на цоколь из красного гранита, использован горшечный камень светлого зеленовато-серого цвета, поставленный финской фирмой из месторождения «Нуннанлахти» (Финская Карелия) или «Капливо-Мурананвара». Подходя к дому сразу же обращаешь внимание на кованные перила балкона первого этажа. Они выполнены в виде латинской буквы «L» – первой в фамилии хозяев – Lidvall.
Первые обитатели дома Лидваль
После постройки поселился в этом здании сразу: князь Ухтомский, бельгийский подданный Теньшан, преподаватель гимназии Желобовский. Плата за проживание в такой квартире в течение года колебалась от 1200 до 1400 рублей, в зависимости от этажа и выхода окон. В квартире №6 в то время жил художник и архитектор Ф. Ф. Постельс.
В 1901-1902 годах был сооружен пятиэтажный поперечный корпус, замкнувший косоугольный внутренний двор. Он занимал 203,36 квадратных сажень. В этом корпусе количество комнат в квартирах разное. Например, в двухкомнатных жили: купчиха Сапожникова О. С., Былинский В. Г., Лесснер Р. Г. Шестикомнатную квартиру № 16 на 1 этаже занимал архитектор А. Г. Гавеман , выпускник Академии Художеств (1898).
Девятикомнатную квартиру № 18 на 3 этаже занимала до 1915 года сама хозяйка – Ида Лидваль. В соседних квартирах №21 и №23 на этом же этаже проживали ее сыновья Эдуард Лидваль и Федор Лидваль. В конце 1903 года возвели левый 3-х этажный, частью 4-х этажный флигель. Его площадь составляла 169,61 квадратных сажень. Здесь было всего 5 квартир. В квартире №26 жил коллежский советник А. Д. Покотилов. А в соседней 27-ой проживала однофамилица Мария Константиновна. До смерти мужа архитектора Д. В. Покотилова она еще жила в доме Лидваль, но вскоре переехала в собственный особняк на Каменноостровском проспекте под №48. Остальные квартиры на время составления описи в 1904 году еще пустовали. В первом этаже находилось техническое бюро архитектора. Сотрудники бюро в январе-марте 1915 года выпускали ежемесячник содружества «Посадская 5».
Наконец в 1904 году построили последнее здание в этом комплексе – правый флигель. Здесь было расположено 9 квартир. В квартире №30 и №34 жили британские подданные – Гот Елизавета Ивановна и Ж. Вард Яковлевич. В объединенных квартирах №31 и №36 на 3 этаже жила семья светлейшего князя Радзивилла. Этажом выше, в квартирах №33 и №38, жила семья генерал-адъютанта Куропаткина.
Квартиры Радзивилла и Куропаткина стоили по 9000 руб. в год. Эта цена очень высокая для того времени. Если считать, что, например, преподаватель гимназии Желобовский, проживая в 4-х комнатной квартире, платил за нее 75 руб. в месяц, с зарплатой 150-190 рублей. Но цена того стоила. Ведь в планировке квартир Лидваль уделял большое внимание расположению помещений, вопросам комфорта, гигиены и освещения.
Отделка дома Лидваль
Не смотря на то, что общий план дома имеет неправильную форму, архитектору удалось обойтись без комнат с острыми и тупыми углами. Неудобные помещения использовались как кладовки или вспомогательные помещения. Этот дом относится к типу доходных, т.к. был рассчитан на жильцов любого слоя, в чем мы смогли убедиться. Все квартиры были одинаково благоустроены, отличались лишь величиной, по этажам и выходом окон на юг, восток или запад.
Так же с помощью документов тех лет, мы можем представить внутреннюю отделку дома. Полы в квартирах были мозаичные, и паркетные, частью с рисунком и фризами. В комнатах правого и левого флигелей стены и потолки деревянные – дубовой и березовой отделки. Были установлены голландские, амовские, русские и майоликовые печи – голландские и мраморные камины. В ваннах последнего корпуса были французские кухонные очаги и фаянсовые умывальники. В доме были окна цельные и решетчатые, в которые вставлялись стекла с алмазной гранью. Эти стекла играли на солнце всеми цветами радуги. В парадных находятся мраморные и изразцовые камины, мраморные лестницы имеют красивые изгибы. На стене лестницы левого флигеля сохранилась мозаичная картина. В каждом корпусе были комнаты для швейцаров, дворников и машинистов, приемные комнаты, уборные, прачечные, гладильные. Но самое главное новшество этого времени – лифт.
Ф. И. Лидваль и его семья
С 1904 года по 1917 год Ф. И. Лидваль и его семья жили в доме на Каменноостровском проспекте в доме № 1/3, но после Февральской революции посланник Брендстрем посоветовал ему отправить семью в Швецию в надежде, что ситуация стабилизируется. Поэтому жена и дети Лидваля провели лето в стокгольмских шхерах. В августе 1917 года скончался отец госпожи Лидваль и она отправилась в Петроград, где находился в это время ее муж. Дети по-прежнему оставались в Швеции, куда она вернулась в сентябре. Этот приезд стал ее последним пребыванием в городе, в котором она родилась и выросла.
По возвращении в Швецию госпожа Лидваль с детьми жила в гостинице при юрхольском ресторане. Зиму 1917-1918 годов семья Лидвалей провела в Юрхольме. Ф. И. Лидваль пережил Октябрьскую революцию 1917-ого года в Петрограде, и не разу не подвергшись насилию из-за своего авторитета. Рождество он все же праздновал, по-видимому, в Стокгольме со своей семьей. Так или иначе, в январе 1918 года он был снова в Петрограде. Там он оставался еще почти год. В конце ноября он уехал в Стокгольм, наверное, не думая, что никогда не вернется. В его конторе продолжалась работа над проектами нескольких зданий: Русского банка внешней торговли, А/О «Братья Нобель» и родильного дома в Петрограде, банковского дома в Самаре, курортного отеля в Кисловодске. Ни один из проектов не был завершен, но мастерская функционировала как цельная структура до 1923 года ( она располагалась в его же доме на первом этаже – Каменноостровский пр.1/3 ). В 1919 году семья Лидвалей купили 3-х комнатную квартиру в Стокгольме так как уже поняли что пребывание в Швеции, названное временным стало постоянным и растянулось на всю оставшуюся жизнь.
В 1919 году Шведское государство учредило «Русскую комиссию по имуществу», задачей которой являлось защитить интересы шведов в России, как частных лиц, так и предприятий. Среди тех, кто потерял больше всего, были семьи Лидвалей - архитектора и портных. Общая сумма требований Лидваля к Советскому государству достигало 1.792.520 крон, что соответствует 70-80 млн. нынешних крон. Сюда относились стоимости домов: на Зелениной улице, 20/15 (приобретен в 1910 году), на Безбородкинском проспекте,14 (приобретен в 1915 году), на Большом проспекте Васильевского острова, 99-101 (приобретен в 1916 году). Документы, подтверждающие право владения, имелись в ячейке № 700 Петроградского отделения Азовско-Донского банка. Жена Маргарет выставила требование в размере 375.000 крон. Но им ничего не вернули.
В 1920 году 25 февраля архитектор Юхан Фредерих Лидваль и его семья были зарегистрированы в приходе Хедвиг Элеоноры в столице Швеции.
Карьера Ф. И. Лидваль в Швеции
Лидваль был одним из наиболее уважаемых архитекторов России и основателем нового стиля в петербургском зодчестве первых десятилетий ХХ столетия. Но в Швеции он был почти неизвестен, а если его и знали, то в условиях плохих конъектур, сложившихся 20-е годы, на него смотрели, как на опасного конкурента. Эммануил Нобель по началу старался помочь Лидвалю – отчасти наличными средствами, отчасти предложением заказа на проект здания Нобелевского фонда в Стокгольме. Этот заказ Ф.И. Лидвалю не достался, но через несколько лет, проведенных в унизительном околачивании порогов, он устроился в Стокгольме в архитектурную контору «Эстлин и Старк».
Ф. Лидваль за время работы в Стокгольме спроектировал 23 дома, в том числе 16 авторских, но, несмотря на это, его карьеру в Швеции нельзя назвать удачной в сравнении со сделанным им в дореволюционной России. Его дочь Ингрид с болью пишет о пережитых отцом трудностях в Швеции, причем не только профессионально. После почти двадцатилетних успехов и высокой оценки, заслуженной им как архитектором России, теперь он вынужден был довольствоваться работой служащего. Порой он получал четыре самостоятельных здания, но далеко не в том объеме, чтобы смог обеспечить себя лишь частными заказами.
Федор Иванович Лидваль, великий русский архитектор
Признанный и широко известный в России и забытый в Швеции, Ф. И. Лидваль умер в результате кровоизлияния в мозг у себя дома в Стокгольме 14 марта 1945 года. Он похоронен в на Юрехольмском кладбище (пригород северного Стокгольма).
Федор Иванович Лидваль заслужил высокий авторитет не только, как архитектор-художник, тонкий знаток архитектурной формы, человек большого вкуса, но и как строитель лично возглавляющий реализацию своих проектов в натуре, требовательно относящийся к качеству строительных и отделочных работ, вникающий во все детали строительства. Многие ученики Лидваля (А. А. Оль, Р. И. Китнер и др.) стали видными советскими зодчими и всегда помнили учителя и старшего друга.
Здание было премировано на первом городском конкурсе «лучших фасадов» (1907). Как образец жилой постройки в стиле модерн этот дом вошел в учебные курсы истории архитектуры.