Спускаясь далее по течению Волховца, мы издалека видим высокий холм. На нем стоял Ковалевский монастырь, от которого теперь остались лишь руины. Церковь Спаса на Ковалеве была выстроена в 1345 году новгородским боярином Онцифором Жабиным. Она принадлежит к числу памятников переходной эпохи, в архитектурном облике ее отразились и те новые поиски, которые характерны для новгородского зодчества конца ХIII - первой половины ХIV века, и старые традиции домонгольского периода. Подобно церкви Спаса-Нередицы и другим храмам конца ХII века, церковь Спаса на Ковалеве имеет посводное покрытие, однако, подобно храмам конца ХII века и начала ХIV века, фасады ее не расчленены лопатками, а на восточном фасаде традиционные три апсиды уже сменились одной. Характерной особенностью Ковалевской церкви являются притворы, примыкающие с западной, северной и южной сторон к основному кубическому массиву храма. Южный притвор являлся фамильной боярской усыпальницей Жабиных. Раскопками под древним полом были обнаружены погребения в деревянных долбленых колодах и в каменных гробницах, форма которых повторяла деревянные долбленые колоды.
Роспись Ковалевской церкви была исполнена в 1380 году на средства некоего Афанасия Степановича и подружи» (жены) его Марим, как сообщала об этом древняя надпись над западным входом в храм. До 1941 года роспись покрывала купол, алтарную часть, северную и южную стены храма, значительную часть столбов и арок, а также западный притвор храма. Ковалевская стенопись, исполненная южнославянскими, по-видимому, сербскими художниками, является еще одним доказательством прочных культурных связей Новгорода с балканскими славянскими странами, что убедительно доказывают также и литературные связи Новгорода ХIV - ХV веков.