Можно только догадываться, почему М. М. Походяшин еще до того как построить первый железоделательный завод решил назвать его и церковь при заводе во имя Петра и Павла. Согласно богословскому учению, у Иисуса Христа было 12 особо избранных доверенных и верных ему учеников. Пётр и Павел же считаются первоверховными апостолами, потому как более всех других потрудились в деле благовествования.
Очевидно для того, чтобы укрепить в православии не только закрепленных за заводом крестьян, но и местное население – вогулов, которые вели охотничий образ жизни и во многом оставались язычниками, и назван был храм. К тому же, по словам сегодняшнего настоятеля храма, Пётр и Павел являются покровителями строительства, им молятся при строительстве храма. Апостолы проводили людей к покаянию, поэтому я думаю, что и храм имеет такую миссию – утвердить, поставить в истинной вере под их покровительством. Люди всегда чтили их и помнили, что у них ест такой покров, такая защита.
Первая церковь в Петропавловском заводе была деревянная. Храм имел по тому вре-мени довольно значительные размеры. «Построен из брёвен, в длину семь саженей (сажень – 213см) два аршина (аршин – 71см), ширина три сажени два аршина, высота до крыши три сажени, крыт тонким тесом в два ряда, было 11 окон со ставнями, крыльцо деревянное, одни двери».
Церковь стояла недолго, поэтому в 1787 году на средства М. М. Походяшина с благословения того же Тобольского митрополита Павла заложили двухэтажный каменный храм. Строительную площадку выбрали в 18 саженях (38,3м) южнее деревянной, т.е. ближе к берегу Колонги. Однако работы из-за смерти Походяшина растянулись на 30 лет. Нижний этаж был готов к 1787 и освящён в честь казанской иконы Божьей Матери, а верхний храм лишь к 1798 году во имя святых апостолов Петра и Павла.
Внутри церковь несколько раз обновлялась, а снаружи оставалась в первоначальном виде, лишь в 1893 году к ней пристроили крытое крыльцо, а территорию обнесли каменной ог-радой с чугунной декоративного литья решёткой.
Где изготовили чугунную решётку? В то время могли «художественно лить»: Каменск-Уральский, Кушвинский, Нижнетагильский и Невьянский заводы. Также по всей России шла слава о Каслинском художественном чугунном литье. К тому времени на Каменск-Уральском заводе оборудование устарело, чугуна давало мало. Кушвинский завод в конце XIX века перестроился на производство оружия, объем выплавки других изделий сократился. Нижнетагильский переквалифицировался на выплавку меди, а на Невьянском в 1890 году произошёл пожар, уничтоживший две трети завода.
Поэтому, методом логических рассуждений, член государственного совета половцев (именно в его распоряжении находился завод в 1893 году) заказал чугунную решётку на Кослинском заводе. Причём в конце XIX века количество художественных изделий и их доля в ас-сортименте завода неуклонно увеличилась – ещё одно подтверждение моего предположения.
Последний раз колокольный звон петропавловцы слушали весной 1929 года. Был он, как всегда, радостный, такой желанный, поднимающий дух, настроение, возвещающий о новом начавшемся дне. Потом сбросили главный колокол, утварь и иконы реквизировали, вывезли в Серов, где их следы теряются.
С того последнего звона в судьбе Петропавловской церкви, судьбе печальной и трагич-ной, пройдёт почти 60 лет. Столько годов храм, по сути дела, был бесхозным. Первыми новыми «хозяевами» стала геологоразведочная партия. В годы Великой Оте-чественной войны в церкви устроили общежитие, в нём разместили более 600 человек, мобили-зованных и привезённых из разных областей страны на строительство новых шахт, карьеров и посёлков. В храме соорудили трёхъярусные нары, поставили железные печки – «буржуйки», их жарили день и ночь, но тепла они давали меньше, чем дыма, угара и копоти. И эти очередные временщики наделали новых дыр в стенах и полах, закоптили своды, загадили церковную ограду.