Вход для пользователей
E-mail: 
Пароль:   
 запомнить меня
регистрация   забыли пароль?
  Главная   Страны   Новости   Статьи   Фото галереи
>> все страны >> Россия >> Алтай

Балбалы - Россия , Алтай


Балбалы



Балбалы — символы убитых врагов или коновязные столбы?

Прежде чем выяснить назначение древнетюркских оградок, хотелось бы остановиться на неотъемлемой детали почти всех поминальных сооружений древних тюрков — рядов каменных столбиков, получивших название — балбалы.


Это представляется нужным сделать именно сейчас, потом что новая интерпретация древнетюркских оградок, как культовых моделей жилища, предполагает и новое объяснение назначения балбалов. А они до сего дня остаются предметом научной полемики, хотя существенным сдвигом в этом вопросе можно считать утвердившееся мнение о толковании самого термина балбал. В результате последних работ российских археологов Л.Р. Кызласова, Я.А. Шера и С.Г. Кляшторного подведена черта под длительной дискуссией о том, что следует подразумевать под словом балбал. Как известно, ранее в научной литературе так называли и сами каменные изваяния. В настоящее время это название закрепилось только за рядами каменных столбиков, отходящих на восток от поминальных сооружений. Все исследователи единодушны в том, что тюрки ставили каменные столбики — балбалы у поминальных сооружений своих воинов по числу врагов, убитых самим погребенным. Такой вывод основывается на сведениях китайских официальных хроник, описывающих погребальный обряд тюрков-тугю:

"обыкновенно, если он убил одного человека, то ставят один камень, у иных число таких камней простирается до ста и даже до тысячи".

Действительно, десятки, а иногда и сотни балбалов насчитывают ряды древнетюркских поминальных сооружений. Установка большого числа балбалов почти у всех мемориальных комплексов древнетюркской аристократии вызывает естественное недоумение многих исследователей. Трудно представить, что тюркские каганы или их военачальники при жизни могли убить сотни вражеских воинов. Да и на Алтае у тысяч оградок всегда имеются ряды балбалов. Невольно задаешься вопросом, неужели все они были сооружены только в честь тюркских воинов? К объяснению обычая установки балбалов, как нам кажется, следует привлечь не только письменные источники, но в большей мере и фактический археолого-этнографический материал. Сама традиция установки камней в ряды на Алтае очень древняя. Отличающаяся редкостным однообразием эта незатейливая архитектурная тема воплощена во многих, различных по времени и по назначению культовых сооружениях. Наиболее близки по смыслу и, вероятно, по назначению древнетюркским балбалам ряды каменных стел, установленных также с восточной стороны многих алтайских курганов ранних кочевников. Характерной особенностью алтайских могильников этой эпохи является расположение так называемыми курганными цепочками, направленными с севера на юг. Совершенно такой же принцип планировки, ориентации соблюден при установке целых групп алтайских оградок древнетюркского времени. Они, как и курганы ранних кочевников, копировали порядок расположения жилищ в небольших сезонных поселках, что особенно четко проявляется в ориентации памятников на местности. Появление таких погребально-поминальных комплексов, как особой территории, предназначенной для неоднократных погребений и поминок, является ярким выражением этнической общности, семейного родства и идеи дальнейшего существования в потустороннем мире.

Назначение балбалов у курганов ранних кочевников неизвестно. Но заслуживает внимания предположение, высказанное известным археологом С.И. Руденко. Он считал, что число поставленных у могил камней прямо соответствует числу лиц или сородичей, принимавших участие в похоронах и поминках. Развивая эту мысль, он полагал, что ряды балбалов могли стоять и у могил женщин и детей, а потому их нельзя связывать с числом убитых врагов. Последний вывод подтвердился нашими исследованиями последних лет. У курганов Уландрыка и Барбургазы, содержащих также погребения детей и женщин, как и у могил мужчин-воинов, с восточной стороны стояли ряды каменных столбиков-балбалов, что мало вяжется с толкованием о соответствии числа вкопанных камней с числом убитых врагов. Каково же назначение скифских балбалов у алтайских курганов? Мы склонны считать их символическими коновязными столбами — неотъемлемой частью любого жилища кочевника. О значительной древности обычая установки коновязей у могил свидетельствует и сообщение Геродота. Археологические раскопки полностью подтвердили эти сведения. Остатки многочисленных коновязных столбов были обнаружены при исследованиях Елизаветинских и Ульских курганов на Кубани. На Алтае функции коновязей, очевидно, выполняли так называемые балбалы. Наше предположение основано на удивительном сходстве расположения балбалов у алтайских курганов и оградок с порядком расположения коновязей у реального жилища кочевника. Ряд коновязных столбов обычно ставили у жилища кочевника на стороне, обращенной к востоку или югу. То же самое наблюдается и в установке балбалов. У якутов первый столб предназначен был для коня почетного гостя и назывался главным (тойон сэргэ — "господин столб"); второй столб предназначался гостю среднего достатка (орт сэргэ — "средний столб"); третий — лицу победнее (кэлин сэргэ — "задний столб"), самый дальний столб называли атах сэргэ. У многих алтайских курганов скифского времени, да и у древнетюркских оградок один или два-три ближайших камня, как правило, также выделяются среди остальных своими большими размерами. Богатые якуты иногда ставили в ряд до девяти коновязей. Итак, более состоятельные кочевники ставили несколько коновязных столбов, бедные довольствовались чаще всего одной коновязью. Подобная социальная дифференциация может быть прослежена и в конструкции древних погребально-поминальных сооружений и в числе балбалов у них. У огромных по размерам курганов древнеалтайской знати число балбалов-коновязей во много раз превышает число таких же балбалов, установленных у малых курганов рядовых кочевников. Сходная картина наблюдается, если сравнить балбалы у поминальных храмов знати и у обычных оградок. Не случайно и название коновязных столбов совпадает у многих кочевых народов. У якутов, бурят и монголов они имеют общее название сэргэ. Для нас наиболее интересно второе значение слова сэргэ (якут. сэргэ — "ряд"; бурят, зэргэ — "ряд", монг. эргэ — "ряд, порядок"; тюрк. арга — "круг, ряд"), несомненно восходящее к древнетюркской эпохе.

Таким образом, балбалы можно считать коновязными столбами, которые предназначались для лошадей, на которых приезжали родственники и гости, принимавшие участие в погребально-поминальном обряде. Видимо, балбал-коновязь являлся также в большей степени своеобразным знаком присутствия (внимания) определенного человека на поминках по умершему. Этим, на наш взгляд, можно объяснить личные тамги и надписи-автографы, обнаруженные на балбалах, установленных у поминальных храмов древнетюркских каганов. Иначе говоря, каждый участник погребально-поминальной церемонии оставлял перед храмом свой балбал, чтобы душа умершего могла видеть его в ряду других подобных знаков внимания.

Значительное число исследователей на большом фактическом материале пришло к выводу о жертвенном характере древнетюркских оградок, в которых совершались ритуалы, связанные с поминками — кормлением и проводами души (духа) умершего в иной потусторонний мир. Вместе с тем некоторые археологи считают их памятниками погребальными. Они предполагают, что внутри оградок помещались остатки трупосожжений. Последнее мнение не выдерживает критики, так как ни в одной из раскопанных оградок, ни разу не обнаружено остатков костей человека. То же самое необходимо сказать и о поминальных комплексах древнетюркских каганов, которые многие исследователи называют "княжескими погребениями" или "могилами каганов". На "алтаре" погребальных храмов, как они полагают, стояли урны с прахом умершего. Но и эти предположения до сих пор не подтверждены археологическими раскопками. Могилы каганов — верховных правителей древних тюрков нужно искать где-то рядом с храмами,- они должны быть также близки, как некоторые поминальные оградки к древнетюркским курганам Алтая.




Добавить комментарий >>
Ваше имя:
           
Комментарий:
8+1=
*
Введите сумму двух чисел.




  • Города России
  • Абакан
  • Абзаково
  • Адлер
  • Алтай
  • Анапа
  • Архангельск
  • Астрахань
  • Байкал
  • Банное
  • Барнаул
  • Белгород
  • Белокуриха
  • Береговое (Кастрополь)
  • Валдай
  • Великий Новгород
  • Великий Устюг
  • Владивосток
  • Владимир
  • Волгоград
  • Вологда
  • Воронеж
  • Выборг
  • Гладенькая
  • Горячий ключ
  • Гусь Хрустальный
  • Домбай
  • Ейск
  • Екатеринбург
  • Ессентуки
  • Железноводск
  • Заозерное
  • Иваново
  • Ижевск
  • Иркутск
  • Казань
  • Калининград
  • Камчатка
  • Карелия
  • Кацивели
  • Кача
  • Кировск
  • Кисловодск
  • Коломна
  • Кольчугино
  • Кострома
  • Красная Поляна
  • Краснодар
  • Красноярск
  • Курск
  • Марциальные воды
  • Минеральные воды
  • Мирный
  • Можайск
  • Мончегорск
  • Москва
  • Муром
  • Мценск
  • Мышкин
  • Новороссийск
  • Орджоникидзе
  • Пенза
  • Переславль-Залесский
  • Плес
  • Приэльбрусье
  • Псков
  • Пятигорск
  • Ростов Великий
  • Ростов-на-Дону
  • Рыбинск
  • Рязань
  • Самара
  • Санкт-Петербург
  • Саратов
  • Сергиев Посад
  • Смоленск
  • Солнечная долина
  • Соловецкие острова
  • Сочи
  • Суздаль
  • Тамбов
  • Тверь
  • Тобольск
  • Тольятти
  • Торжок
  • Туапсе
  • Тула
  • Тюмень
  • Углич
  • Угловое
  • Ульяновск
  • Уфа
  • Хабаровск
  • Ханты-Мансийск
  • Чебоксары
  • Чегет
  • Челябинск
  • Шерегеш
  • Южно-Сахалинск
  • Ярославль