Антониев монастырь основан в первые годы XII века. Его собор принадлежит к древнейшим церквам Новгорода. Первые века Антониева монастыря, как и все здесь, в этой легендарной области, окружено преданиями. Они фантастичны, они сплетены на основе того доверчивого, допускающего всякое вмешательство высших сил в ход человеческой жизни, мистицизма, которым наполнены летописи жития святых, о котором в невыразимо убедительных формах вещают иконописцы. Им не верит современная душа, но отбросить как вымысел тоже не может, потому что почти каждая легенда подтверждается вещественными памятниками, в роде обугленной двери Хутынского монастыря.
Может быть правда, жили когда-то люди в иных возможностях, не зная законов природы и жизни, сводящих жизнь современности к шаблону, к расписанию поездов? Может быть было время, когда ход вещей направлялся разумной волей, и Бог, близкий человеку, направлял его шаги, являл ему знамения и чудеса?.. Житие св. Антония рассказывает, что он родился в Риме. Оставшись рано сиротой, он раздал свое богатство нищим, а оставшиеся драгоценности, золотые и серебряные вещи и церковные предметы закупорил в бочку и пустил ее в море. Сам уединился на скале на берегу моря и прожил там год и три месяца. Но однажды камень, на котором он молился, оторвался и чудесно приплыл через Неву и Ладожское озеро, в Волхов и очутился в Новгороде. Это было в ночь под Рождество Христово в 1106 году. На месте, где он пристал к берегу, преподобный Антоний Римлянин построил монастырь. Через год он попросил рыбаков за слиток серебра закинуть сети в Волхов, и чудным образом сеть вытащила на берег бочку с сокровищами Антония, брошенную им в море в Италии. Так, говорит легенда, и смешно ей верить, но в соборе монастыря над мощами Антония висят шесть Эмалевых икон с латинскими надписями. Такие иконы не встречаются в Новгороде и вообще в России, и предание говорит, что они принадлежат к сокровищам Антония, приплывшим к нему в бочке по морю... Двуглавый собор, непривычного для не бывавших в Новгороде типа, построен в начале XII века. Далекое время, рисующееся смутными очертаниями, словно вырезанное из камня, обладало, оказывается, высоко развитым искусством, задавалось строительными замыслами такого масштаба, какой повторился разве только в XVII столетии!