Соборная площадь – сердце исторической части города – всегда была центром светской и религиозной жизни Тренто и по праву считается одной из красивейших городских площадей мира. По своей форме она приближается к квадрату и вмещает много памятников культуры различных эпох и стилей. Импульсивный рисунок обрамляющих ее архитектурных линий сопровождает гармония цветовых тональностей фасадов. В прошлом площадь носила названия Большой площади, Площади муниципалитета, Итальянской площади, площади Виктора Эммануила III и площади Чезаре Баттисти.
В центре Соборной площади расположен замечательный Фонтан Нептуна (Fontana di Nettuno) (фото). Он был построен по проекту скульптора Франческо Антонио Джонго из Лавароне между 1767 и 1769 годами – в разгар эпохи Просвещения. Специально для этого фонтана Джонго разработал систему водостоков. Фонтан водружен на высокий многоугольный подъем, в который вписаны формы бассейна и центральный стебель с анималистическими фигурами и морскими божествами. Монументальный фонтан – символ Тренто – являет собой шедевр гармоничного сочетания художественной пластики и архитектурно-инженерной мысли. Эта гармония обретает целостность под радужно-переливчатыми и умиротворенно журчащими ручейками и струйками его водного потока. На вершине – величавая фигура Нептуна, символизирующая обилие воды в Тренто, которая приходит в город с гор и с северного направления.
Здесь, как и в других трентских фонтанах, заметно, что архитектурный и скульптурный аспекты превалируют над функцией водоснабжения.
Фонтан орла (Fontana dell′aquila) (фото) расположен непосредственно возле ограды дома Релла – там, где начинается улица Via Belenzani. Фонтан, представляющий собой монолитный овальный бассейн, венчает каменная фигура орла, которая фигурирует на гербе города: орел изображен в момент, когда он собирается отряхнуться. Фигура орла, наряду с Епископским Замком и Фонтаном Нептуна, является символом города Тренто. На первоначальном чертеже фонтана имеется подпись конструктора Леонарди, но окончательный проект совершенно определенно принадлежит Стефано Варнеру и был утвержден 20 марта 1850 года. Некоторые считают, что статуя орла существовала до сооружения данного фонтана и была снята с верхней части фонтана, расположенного около церкви святого Петра.
Существует легенда, рассказывающая о происхождении этой статуи. В ней повествуется о некоем Джанджорджо Сканда из города Сарданья, чью крепкую дружбу с горным орлом хотела разбить его ревнивая жена. Женщина не могла примириться с теплыми отношениями двух друзей и часто устраивала с мужем бурные перебранки. Один раз она настолько вывела Джанджорджо из себя, что он своими собственными руками убил жену. Вскоре после инцидента он получил весточку от орла, принесенную его посланником -соловьем. Друг советовал ему не клясться именем Бога на суде, чтобы спасти свою душу. После заключения Сканда под стражу прошло много времени, а когда, наконец, настал день суда, ему нужно было произнести речь в свою защиту. Сканда пытался оправдаться, но, послушавшись совета орла, не произносил клятв, поэтому крестьяне Сарданьи посчитали его виновным и убедили судей отрубить ему голову.
Когда приговоренного повели к гильотине, которая находилась на Соборной площади, вся площадь была запружена свирепствующей толпой. Уже положив голову на плаху, он увидел приближающегося орла. В этот момент Сканда почувствовал себя обманутым и, исполнившись ненависти к своему другу, во всеуслышание поклялся в собственной невинности, обвиняя в убийстве своей жены птицу. Разгорячившись, он добавил: «Если я лгу, то ты, проклятый, превратишься в камень!» В мгновенье орел окаменел, что подтвердило виновность Сканда, и его тут же казнили. А окаменевшего орла через несколько дней водрузили на фонтан, который можно видеть и сегодня на Соборной площади города Тренто.
По другой версии этой легенды, некий житель Сарданьи, несправедливо приговоренный к смертной казни, перед тем как подняться на эшафот напротив Городской башни, увидел кружащего в небе орла, и закричал: «Орел, стань камнем, если я невиновен!» Орел превратился в камень, человека освободили, а птица осталась стоять на том месте, куда села, перед тем окаменеть.
Средневековый дом Балдуини (Casa Balduini), один из красивейших на Соборной площади, был первой расписной постройкой в Тренто. Покрытый фресками во второй половине 15 века рукой неизвестного художника, он послужил примером для других зданий, расположенных вдоль улицы Via Belenzani, фасады которых расписаны с применением техники светотени художником Франческо Верла, и вдоль улицы Via Oss Mazzurana.
Еще один дом, расписанный фресками - дом Кацуффи (Casа Cazuffi) - находится на Соборной площади на углу улицы Via Belenzani. Этот дом был построен в 15 веке, в нем заметны черты альпийской архитектуры, которая характеризуется широкими, выступающими вперед крышами и простотой структуры. Элегантность построек здесь подчеркнута оживленными тонами фасада, которые излучают фрески работы Марчелло Фоголино, чей стиль сложился под влиянием венецианской школы. Этот мастер работал в Тренто с 1527 по 1549 годы под покровительством князя-епископа Бернардо Клезио и его росписи находятся также в замке Буонконсильо. Фрески фасада иллюзионистически воспроизводят карнизы и мраморную инкрустацию. На фресках в соответствии с ренессансными вкусами изображены герои греческой и римской мифологии, а также типично средневековые моралистические мотивы. Рядом с фигурами Гериона, Дианы, Фортуны и Дамокла помещены аллегорические фигуры Времени, которое все пожирает и трансформирует, Надежды - наставницы жизни, Богатства, Бедности, а также Лестница пороков и добродетелей.
Дворец Кацуффи (Palazzo Cazuffi) расположен на улице Via Oss Mazzurana, это единственное здание с украшенным фресками фасадом, которое сохранилось на этой улице. Дворец содержит три этажа и, несмотря на все реставрации и перестройки, в целом сохранил свой первоначальный облик. Архитектор его неизвестен, но известно, что строительство относится к первой половине 16 века и что оно проводилось по заказу Томмазо Кацуффи, доктора права и семикратного консула города Тренто. Впоследствии дворец перешел во владение Бартоломео, а позже Джузеппе Кацуффи. В 1778 году обедневший род Кацуффи вынужден был распродать свою недвижимость. В настоящее время первый этаж дворца занят магазином одежды и баром.
Фасад Дворца Кацуффи (выходит на улицу Via Oss Mazzurana) покрыт двумя рядами одинарных окон, опирающихся на двойные междуэтажные карнизы. Характерные четыре портала с полукруглым верхом созданы во второй половине 19 века, чтобы приспособить первый этаж дворца для коммерческих нужд. По углам здания поднимаются четырехугольные в срезе пилястры из красного камня с коринфскими капителями. Фасад был обильно украшен художником Латтанцио Гамбара, но его фрески сильно пострадали с течением времени. Кроме цветочных узоров, на медальонах изображены мужские обнаженные фигуры. Здесь можно найти различные библейские сцены, среди которых «Бегство в Египет» и «История святой Ревекки». Сегодня различима только сцена, расположенная в верхней левой области фасада.
Преторский дворец (Palazzo Pretorio) начиная с середины 13 века был епископской резиденцией. Вместе с Городской башней и внушительным зданием Собора святого Вигилия образует впечатляющую сценографию Соборной площади Тренто. Возведенный в 1220 году по указанию князя-епископа Федерико Ванги, этот дворец был резиденцией трентских епископов, а также служил ратушей и местом проведения судебных процессов. Его основная архитектурная структура возвышается над остальными, включающими церкви святого Иоанна Крестителя и святого Василия. Украшенный гибеллинскими зубцами, на фасаде дворец имеет два ряда окон: трехсегментных окон на первом этаже и двухсегментных – на втором. Недавние реставрации восстановили первоначальный романский вид укрепленного сооружения, который эта постройка имела в 13 веке. В Преторском дворце сегодня находится Тридентский Епархиальный Музей, основанный в память о Тридентском Соборе.
Стройная и внушительная Городская башня (Torre Civica), которую еще называют Башней площади, возвышается на краю Преторского дворца. Ее возведение связано с важными историческими событиями города, далекими и недавними. Часть этой постройки относится к 10 и 11 векам и имеет все характеристики городского военного сооружения. За историю существования башни, которую многократно перестраивали и реставрировали, ее высота была увеличена последовательными надстройками как минимум три раза. В настоящий момент высота ее достигает 41,50 метров, а размеры в плане – 7,60 на 7,80 метров. Лафет сделан из кубического известнякового камня, отесанного в основании и по сторонам. Можно заметить квадратные отверстия и окошки с железной решеткой, проделанные в более позднюю эпоху. Фресковые росписи, выполненные в 16 веке художниками Фонтана и Санделли, украшают внешнюю поверхность. В башни два входа, из которых один – на первом этаже – ведет в довольно тесную камеру, где в настоящее время размещаются сокровища из фонда кафедрального собора. Другой вход, расположенный на верхнем этаже Преторского дворца, ведет в помещение, из которого можно подняться к часам, в звонницу и на выступы. Башня разделена на десять этажей. Все помещения башни, кроме занятых механизмом часов и помещения звонницы, были использованы в качестве тюремных камер. Наиболее известной была камера «Фермайола», в которую заключали неплатежеспособных должников. В соседней камере находились инструменты пыток.
Так называемый Епископский замок (Castelletto dei Vescovi) высится по правую сторону от основной апсиды собора святого Вигилия и соединяет собор с Преторской площадью. Этот замок был резиденцией князей-епископов, но не исключено, что он служил также местом пребывания лонгобардских герцогов. Довольно высокое здание, стены которого увенчаны гибеллинскими зубцами, имеет три ряда окон. Наиболее интересны окна-трифоры на третьем этаже и изящная башня наверху, на которой расположено два ряда двухсегментных окон. В настоящее время замок в целом имеет тот же вид, что и в 13 веке, когда епископ Федерико Ванга произвел его перестройку, укрепив предыдущую конструкцию.
В здании имеется три вертикальных корпуса. Самый нижний (сегодня ниже уровня земли) включал капеллу святого Иоанна; во втором находилась капелла святого Василия, которая сегодня образует ризницу собора; третий, самый высокий, представлял собой в буквальном смысле маленький замок, место жительства князей-епископов.
Недавно отреставрированный Епископский замок стал частью Тридентского Епархиального Музея и открыт для посетителей.
С замком связана любопытная легенда, которая рассказывает о том, что его колокол однажды зазвонил сам собой, возвестив трентскому епископу Вигилию о смерти отшельника Ромедия, жившего в то время вдали от людей, в Анаунии (долине Нон).