Эта галерея утверждает преемственность современных итальянских мастеров по отношению к творчеству титанов эпохи Возрождения. При этом музей давно раздвинул узкие национальные рамки — посетитель может увидеть в нем шедевры знаменитых художников XIX-XX веков из Франции, США, Австрии и других стран мира.
Эта галерея утверждает преемственность современных итальянских мастеров по отношению к творчеству титанов эпохи Возрождения. При этом музей давно раздвинул узкие национальные рамки — посетитель может увидеть в нем шедевры знаменитых художников XIX-XX веков из Франции, США, Австрии и других стран мира.
Как бы там ни было, выставка современного искусства вскоре приобрела характер постоянной экспозиции, которая быстро росла. В начале XX века оказалось, что площадей «Выставочного дворца» для нее мало. В 1911 году, в дни празднования 50-летнего юбилея объединения Италии, Галерея современного искусства переехала в специально построенный по проекту архитектора Чезаре Баццани «Дворец искусств». Место для нового «дворца» — с идеологической точки зрения — выбрали очень удачно: в парке легендарной виллы Боргезе. Она появилась в начале XVII века Боргезе и предназначалась для хранения уникальной художественной коллекции семейства Боргезе. В конце XIX века король Умберто I выкупил ее у владельцев и подарил городу Риму.
Таким образом, в парке виллы Боргезе сформировался историко-художественный комплекс, охватывающий всю историю итальянского искусства. Неподалеку от Галереи современного искусства находится вилла Джулия (бывшая летняя резиденция папы Юлия III) с Национальным музеем этрусского (доримского) искусства. Чуть подальше — Галерея Боргезе с шедеврами Рафаэля, Корреджо, Караваджо, Боттичелли, Беллини и других ренессансных мастеров, ориентировавшихся на античные образцы и создавших в результате великое искусство эпохи Возрождения. Наконец, в Галерее современного искусства отсчет художественного времени начинается с XVIII века, который представляют скульптуры Антонио Кановы (1757-1822). Преемственность тут налицо.
В Галерее современного искусства экспонируются работы практически всех знаменитых итальянских художников XIX—XX веков — в том числе Джованни Сегантини, Сильвестро Лега, Джакомо Балла, Умберто Боччони, Джорджо де Кирико, Пьеро Мандзони, Амедео Модильяни, Джорджо Моранди и т. д. То есть мы имеем дело с полным художественным спектром искусства XX века — от итальянской версии импрессионизма до «метафизической» живописи и абстракционизма.
Впрочем, галерея, тосковавшая о вненациональной универсальности, довольно быстро отказалась от исключительно национального принципа формирования своей коллекции. Уже к середине XX века она превратилась в музей мирового искусства, причем новым галерейным приобретениям могли позавидовать ведущие музеи мира. Ныне в собрании галереи, наряду с работами итальянских мастеров, имеются шедевры Клода Моне, Винсента Ван Гога, Густава Климта, Поля Сезанна, Мориса Утрилло, Огюста Родена, Пауля Клее, Жоржа Брака, Макса Эрнста, Хоана Миро, Василия Кандинского, Пита Мондриана, Джексона Поллока и других «отцов» новейшего искусства, не нуждающихся в особом представлении. Музейное собрание растет, и в 2003 году началась глобальная реконструкция галереи, которая — по завершении — позволит показать посетителю все имеющиеся в ней сокровища.