Росписи внутреннего дворика этого монастыря, сделанные Андреа дель Сарто, представляют собой один из наиболее совершенных памятников монументальной живописи Высокого Возрождения во Флоренции.
Этот флорентийский монастырь, посвященный Иоанну Крестителю, был основан Братством босоногих («scalzo» по-итальянски — босой) в конце XV века. В то время, когда Андреа дель Сарто покинул мастерскую Пьеро ди Козимо, монастырь активно строился при участии местных архитекторов и художников. В числе первых построек был сооружен небольшой дворик, окруженный галереей с колоннами. Этот-то дворик и надлежало украсить Андреа фресками, где должны были изображаться сцены из жизни Иоанна Предтечи.
Братство, по выражению Вазари, обладало «сокровищами скорее духовными, чем денежными» и больших денег предложить живописцу за его работу, по-видимому, не могло. Собственно, именно по этой причине, судя по всему, монахи остановили свой выбор на совсем молодом художнике, еще не успевшем прославиться, но подающем большие надежды.
Андреа дель Сарто начал расписывать дворик монастыря Скальцо в 1509 году. Работа продолжалась с перерывами 17 лет. Все фрески написаны гризайлью (эта техника обыкновенно использовалась там, где не было возможности защитить росписи от непогоды). В начале XVII столетия, чтобы создать хоть какое-то укрытие для фресок, монахи сделали особые занавеси. Но и они не спасали дворик от влаги и ветра. Лишь в конце XIX века было найдено кардинальное решение проблемы: над боковыми крыльями двора воздвигли сводчатые перекрытия.
Кроме сюжетов из жизни Иоанна 11редтечи, Андреа изобразил во дворике монастыря Скальцо еще и четыре аллегорические фигуры — «Веру», «Надежду», «Правосудие» и "Милосердие». Последние две работы были созданы, по всей видимости, еще до отъезда живописца во Францию (или сразу же по возвращении оттуда), а «Вера» и Надежда» — приблизительно в одно и то же время с «Явлением ангела Захарни». При написании этих фигур Андреа дель Сарто создал блестящую иллюзию скульптуры. Помещенные в нарисованных нишах, издалека они практически неотличимы от настоящих скульптур. Этого эффекта мастер достиг не только умелой работой светотенью, но и особой, «монолитной», компоновкой каждой композиции.
Франчабиджо
Друг Андреа дель Сарто некоторое время работавший с ним в одной мастерской, родился во Флоренции в 1482 или 1483 году. Настоящее его имя было Франческо ди Кристофано Биджи. Согласно Вазари, происходил он от бедных и незнатных родителей (его отец зарабатывал на жизнь ткаче ством) и живописью занимался не столько из стремления к славе, сколько желая облегчить старость своих отца и матери. Талант его отличался скорее не мощью, но изяществом и «душевностью». Не случайно еще сто лет назад большинство "лиричных» портретов, происходивших из Флоренции, приписывалось именно Франчабиджо. Для дворика монастыря Скальцо художник создал две фрески — на одной из них он изобразил встречу Иоанна Крестителя с Христом, на другой — прощание святого Иоанна с отцом, святым Захарией. Жизнь мастер пел одинокую, часто повторяя пословицу: «Кто завел жену, узнал горе и нужду». Возможно, отчасти повлияла на его умонастроения неудачная женитьба Андреа дель Сарто. Умер Франчабиджо в 1525 году.