На Соборной площади расположен городской кафедральный собор, который посвящен святому Вигилию – покровителю Тренто. Его здание служило местом проведения знаменитого Тридентского Собора, открывшегося в Тренто 13 декабря 1545 года.
Раскопки, проведенные внутри собора в конце 20 века, позволили обнаружить в северной части его трансепта античное однонефное сооружение размером 14 на 45 метров. Скорее всего, это останки той церкви, которая была построена на могиле Вигилия вскоре после его смерти в 405 году. Однако есть вероятность того, что обнаруженное сооружение – это руины церквушки паданского типа (зальное помещение с круглой апсидой на востоке), построенной еще до смерти святого. В любом случае достоверно известно, что базилика эта была построена за городскими стенами, так как служила кладбищенской церковью. Впоследствии, кроме святого Вигилия, здесь были захоронены святые отшельники Сизиний, Мартирий и Александр.
* Три нефа, разделенные пучками колонн;
* Смещенный трансепт, укрепленный тибурием;
* Основной неф, завершающийся на востоке пресвитерием и полукруглой абсидой;
* Две колокольни в фасаде, из которых была завершена только одна;
* Боковой вход с протиром на северной стороне здания;
* Бутонообразные капители.
В 1236 году скончался мастер Адамо д′Ароньо, которого заменил на строительстве его сын – Энрико ди Фоно д’Ароньо. К тому времени средства, выделенные на строительство, были на исходе, и работы продвигались медленно. К концу 13 столетия северная сторона трансепта была декорирована большой розой. Между 1305 и 1307 годами Эгидий Кампаньонский руководил реализацией правого крыла и внутренним помещением колоколен, а в 1321 году его сын Бонино соорудил розу западного фасада и добавил некоторые другие готические элементы. В 1628 году под руководством Джузеппе Альберти в интерьере церкви была построена барочная капелла Распятия, органично вписавшаяся в почти целиком романские формы собора.
Имея столь сложную и продолжительную историю строительства, здание храма представляет собой любопытную комбинацию ломбардской романики, готических влияний и элементов других исторических стилей.
Апсидная часть соборного комплекса с ее оживленными архитектурными ритмами очень красива и содержит наиболее ценные архитектурные элементы. Здесь расположено несколько построек разного времени: небольшой Епископский замок, колокольня святого Ромедия, основная апсида собора, апсида древнейшей церкви святого Иоанна, которую Адамо д’Ароньо присоединил к своей собственной постройке (она скрыта от взора стенами замка) и апсида с алтарем святого Стефана, в которую ведет протир – жемчужина ломбардской архитектуры.
Декор основной апсиды четко делится на четыре уровня. За нижним уровнем окон крипты следует слепая галерея с двойными колоннами. Третий уровень занимают глубокие окна, обрамленные пучками колонн, центральное окно фланкировано двойными стеблевидными колоннами, опирающимися на скульптуры грифонов. Галерея с небольшими колоннами, которая тянется вдоль всего трансепта и северной стороны здания, венчает фасадный комплекс. Внешнее убранство хоров имеет ту же структуру за исключением отсутствия слепой галереи.
Разделенный на три части полуколоннами барабан малой апсиды накрыт слепой галереей с колоннами простой формы. Многоугольная в плане левая колонна протира опирается на льва; правая колонна, представляющая собой пучок узких стеблевидных колонн, поддерживается группой из четырех атлантов. Дверной проем оформлен пучками колонн с элегантными двухцветными архивольтами и узкой балкой, украшенной растительным орнаментом. В основании портала находятся две плиты с рельефами, оставшиеся здесь от старой постройки 12 века.
На главном фасаде, выходящем к улице Верди, представлен монументальный портал, образованный пучками колонн, над котором – фреска 14 века. Роза, исключительная по качеству выполнения и также относящаяся к 14 столетию, имеет на своей окружности маленькие скульптурные изображения Христа на троне и символов четырех Евангелистов.
Фасад трансепта, перед которым расположен Фонтан Нептуна, содержит роскошную розу (часто называемую «Колесом судьбы»), небольшую колоннаду и портал, колонны которого опираются на каменных львов. Здесь, как и в апсидной части собора, использованы разноцветные материалы, придающие архивольтам радиальный ритм. В центре розы – аллегорическая фигура Времени; наверху – король, восседающий на троне, расположенный между фигурами, обозначающими благосклонность (справа) и немилость (слева) Фортуны. Красивое окно-монофора с фигурными капителями расположено на серверной стене колокольни. Романская колокольня украшена барочным шпилем.
Внешняя стена собора со стороны площади Piazza d′Arogno не так богато украшена, возможно, из-за того, что с этой стороны раньше находилось кладбище.
Интерьер собора, который в плане образует латинский крест, разделен на три нефа четырнадцатью пилястрами. Незабываемое впечатление рождает сочетание романских элементов декора и масштабов помещения, характерных для готических соборов. Две крутые лестницы восходят по боковым стенам.
Среди многочисленных произведений искусства, находящихся в соборе особый интерес представляют деревянная статуя Скорбящей Мадонны и скульптура Адамо д′Ароньо под названием «Мадонна утопших», у ног которой по обычаю кладут тела людей, погибших в водах Адидже или канала, пересекающего город. Важным памятником романской эпохи являются рельефы в малых апсидах, выполненные в мастерской одного из наиболее известных средневековых скульпторов Николо.
В соборе можно увидеть множество монументов политических и религиозных деятелей. Среди них особого внимания заслуживает памятник Роберто Сансеверино – венецианскому кондотьеру, утонувшему в Адидже после поражения при Каллиано в 1487 году.
В южном нефе находится барочная капелла Распятия, где хранится деревянное распятие, перед которым 4 декабря 1563 года были подписаны контрреформационные декреты Тридентского Собора.
В северном нефе расположена могила самого знаменитого трентского епископа Бернардо Клезио (1485 – 1539), украшенная квадратным надгробием, на котором изображен святой Вигилий, представляющий Клезио Богоматери.
В двух рукавах трансепта – фрески, выполненные с 13 по 15 века. Они принадлежат художникам венецианской, ломбардской и позднеготической школ и изображают традиционные библейские мотивы.
Большой барочный алтарь (1739) хранит урну с мощами святого Вигилия.