Кафедральный собор Трани расположен на побережье Адриатического моря (200 метров на восток от свевского Замка). Собор посвящен покровителю города, святому Николаю Паломнику. Это самая величественная постройка в городе, замечательный пример апулийской романской архитектуры.
По преданию, в 1094 году, после смерти паломника Николая, прибывшего в Апулию из Греции, его мощи стали творить чудеса, святой был канонизирован, и было решено построить в его честь собор. Строительство началось в 1099 году на месте старой церквушки, где, как говорят, и скончался Николай. Основные работы по возведению здания собора были проведены в период между 1159 и 1186 годами, а к концу 12 века собор был освящен. Интересно месторасположение собора, который строился в некотором удалении от городской постройки прямо на берегу. Это сделало его здание хорошо обозреваемым как с суши, так и с кораблей, прибывающих в процветающий тогда портовый город Трани. Таким образом, собор стал настоящим символом города.
Элегантная колокольня, расположенная сбоку от фасада, была возведена после завершения собора, в период между 1230 и 1239 годами. Можно видеть, как в верхней ее части архитектурные формы башни постепенно облегчаются путем расширения оконных проемов. Оригинальна стрельчатая арка в основании колокольни, которая делает всю конструкцию несколько неустойчивой (в 50-е годы ее пришлось укреплять). Наличие арки объясняется тем, что в Средние века требовалось обеспечить свободное перемещение вокруг собора, вдоль прилегающей к нему площади, которая в былые времена имела облик, отличный от сегодняшнего.
Внутреннее пространство собора разделено на три нефа спаренными колоннами, над которыми сооружены галереи - эмпоры, где раньше во время богослужений должны были находиться женщины. Боковые нефы покрывают крестовые своды, а в центральном нефе - стропильное покрытие. Зона трансепта образует единое просторное пространство, в которое открываются три апсиды. Архитектурный декор интерьера небогат во многом из-за того, что в конце 19 и середине 20 веке были удалены многие украшения барочной эпохи, радикально искажающие первоначальный облик собора. Когда был демонтирован барочный алтарь 18 века, реставраторам удалось обнаружить на его месте фрагменты мозаик пола, по которым можно судить о великолепии средневекового убранства собора. Эти детали видны в пресвитерии, они относятся к середине 12 века и представляют собой традиционные для апулийского региона мозаичные украшения. Один из фрагментов изображает Адама и Еву около Древа познания, другой – Александра Великого, поддерживаемого двумя грифонами.
Несмотря на позднейшие модификации, во многом сохранен первоначальный вид нижней части собора, которая состоит из двух помещений – крипты святого Николая Пилигрима, где хранятся мощи святого, и крипты Богоматери, оставшейся от церкви Вознесения Богоматери, на руинах которой строился собор. В этих полуподвальных криптах, имеющих трехнефное строение, можно увидеть красивые романские капители. В крипте Богоматери сохранились фрагменты романских росписей, здесь в левом нефе расположена лестница, ведущая в подземелье святого Леуция. Подземелье представляет собой древнее прямоугольное помещение с каменным полом. Тут хранились мощи святого Леуция, жившего в 7 веке и очень почитаемого в Апулии. Сразу после входа можно видеть могильную плиту, а на стенах – следы плохо сохранившихся фресок.