Собор вознесения Богородицы, находящийся в центре одноименной площади города Пиза – это абсолютный шедевр итальянского романского искусства, наглядно свидетельствующий размахом своей конструкции и богатством скульптурного убранства о богатстве и мощи средневековой Пизанской Республики, которых она достигла в период своего апогея.
Строительство собора началось в 1064 году под руководством архитектора Бускето на средства, полученные Пизой в результате успешно проведенной военной компании против мусульман в сицилийском портовом городе Палермо. Интересно, что в тот же год началась масштабная реконструкция базилики святого Марка в Венеции, что может говорить о соперничестве между двумя морскими республиками за создание наиболее величественного храма. Уже в 1092 году собор упоминается как место служения примаса – главного епископа в стране, однако освящен храм был только в 1118 году. Уже в первой половине 12 века собор был расширен архитектором Ринальдо, которому принадлежит проект нынешнего фасада, завершенного артелями скульпторов под руководством знаменитых мастеров Гульельмо и Бидуино. Во время сильного пожара, произошедшего в 1595 году, собор сильно пострадал, после чего была осуществлена его реставрация, в частности, были отлиты бронзовые ворота с участием скульпторов из мастерской Джамболоньи. Начиная с 17 века в храме начинают появляться грандиозные полотна лучших мастеров своего времени, изображающие святых выходцев из Пизы. Это начинание финансируют успешные предприниматели города. В течение 19 века были произведены серьезные поновления внешнего и внутреннего убранств собора, многие скульптуры были заменены на копии (оригиналы сейчас в музее произведений Дуомо).
Интерьер собора производит впечатление, сходное с тем, которое можно ощутить, находясь в большой мусульманской мечети. Это сходство обусловлено использованием высоких полукруглых и стрельчатых арок, чередующихся полос из белого и черного мрамора и необычного эллиптического купола. Более того, восточные влияния в конструкции собора идут дальше заимствования архитектурных мотивов: мощные колонны коринфского ордера, установленные между нефом и апсидой, – это части мусульманской мечети в Палермо, привезенные в Пизу в 1063 году. В архитектуре собора проглядывают и очевидные византийские влияния, на которые, в частности, указывают двухъярусные стены нефов со сплошными гранитными колоннами. Кессонный потолок из позолоченного дерева был выполнен в 17 веке; он содержит росписи флорентийских художников и герб семьи Медичи. Средокрестие увенчано куполом, своды которого покрыты фреской «Богоматерь во славе со святыми», выполненной в первой трети 17 века пизанскими мастерами Орацио и Джироламо Риминальди.
Монументальная мозаика «Христос во славе с Богоматерью и святым Иоанном Богословом» (фото) в главной апсиде была нанесена на стену в 1302 году и чудом сохранилась во время пожара 1595 года. Лик святого был выложен самим Чимабуэ – это последнее творение выдающегося мастера сиенской живописной школы. Мозаика напоминает византийские образцы, а также имеет сходство с декором норманнских храмов на Сицилии. Среди средневековых произведений, уцелевших от пожара, стоит отметить фреску «Богоматерь с Младенцем» на триумфальной арке и находящийся под ней редкий для данного региона пол с мраморной инкрустацией в форме геометрического орнамента (12 век).
Особое внимание стоит обратить на жемчужину собора – знаменитую кафедру, созданную Джованни Пизано в начале 14 века (фото). Это многоугольное в плане сооружение содержит на каждой стороне рельефную композицию, рассказывающую об эпизоде из жизни Христа. В драматической экспрессии рельефов Джованни Пизано запечатлен религиозный порыв эпохи церковного обновления. Эти монументальные полотна в камне представляют собой уникальный для итальянского искусства синтез античных гуманистических форм и мощной эмоциональной, поистине готической выразительности, – синтез, который впоследствии был под силу, быть может, только Донателло. Джованни не только создал яркий, энергичный образ Страстей Христовых, заметно превзойдя своего отца Николу Пизано в мастерстве и в художественной фантазии, он также обогатил архитектурно-скульптурные формы кафедры. К важным нововведениям относятся скругление поверхностей рельефов, использование кариатид, символизирующих добродетели, вместо колонн и консолей вместо арок для поддержания верхнего яруса кафедры. Кафедра Джованни Пизано заместила собой более раннюю кафедру работы Гульельмо (12 век), которую переместили в собор города Кальяри.
Другую кафедру, находящуюся около алтаря, украшают 27 эпизодов из Священной истории, которые были изображены виднейшими тосканскими живописцами, среди которых Андреа дель Сарто, Содома и Доменико Беккафуми. В соборе много декора и утвари 17 века, среди которых выделяется большая дароносица около алтаря капеллы святейшего Таинства, сделанная известным скульптором Джованни Баттиста Фоджини. В одной из боковых капелл сохранилась икона 13 века «Богоматерь с младенцем» работы Берлингьеро Берлингьери.
Кроме того, в пизанском соборе хранятся мощи святого Райнерия, покровителя Пизы, а также находятся остатки могилы Генриха VII Люксембургского – императора Священной Римской империи, умершего близ Сиены. Эта могила была создана Тино да Камаино в 1313 - 1315 годах, и сейчас различные ее части находятся в разных местах – в правом рукаве трансепта, на фасаде, в музее произведений собора.
Собор, так же как и Пизанская башня, подвержен осадке в грунт. Это заметно, например, если обратить внимание на разницу между уровнями старой части нефа (у пресвитерия) и его продолжения (на запад в сторону фасада).