Кафедральный собор находится в историческом центре Вероны у излучины Адидже. Это место отправления христианского религиозного культа имеет большую историю. Еще в 4 веке при жизни святого Зенона здесь была построена первая базилика, которая была расширена в 5 веке и, претерпев ряд модификаций, простояла вплоть до 12 века. В 1117 году в результате землетрясения старое здание сильно пострадало, и церковь была реконструирована в романском стиле. Новая церковь в целом совпадает по объему с раннехристианской базиликой, и в стенах ее все еще присутствуют большие фрагменты кладки 4 века, а за портиком, пристроенным в 12 веке можно видеть тройное окно, оставшееся от старой базилики. Кроме того, в западной части прилегающего к собору клуатра (фото 1, фото 2), где сейчас располагаются библиотека и музей, сохранилось основание нартекса базилики 5 века, на котором достроены верхние уровни здания. Восточная часть клуатра, где сочетаются кладки из речного камня и кирпича, также относится к периоду до 12 века.
Фасад собора выполнен в соответствии с принятой в романскую эпоху в Вероне архитектурной техникой: основная часть выложена из туфа, а по бокам виднеются вставки из кирпичной кладки. Плоскость фасада делят на три части треугольные контрфорсы. Центральный портик был выполнен в 1139 году артелью известного итальянского мастера романской эпохи Николауса. Нижняя часть портика выполнена из белого и красного мрамора и состоит из витых колонн, поддерживающих массивную полукруглую арку, на которой можно разглядеть множество рельефных украшений: растительных мотивов, сцен охоты, фигуры святых Иоанна Евангелиста и Иоанна Крестителя. Верхняя часть портика состоит из арки с тимпаном, которая поддерживается восемью боковыми колоннами. В основаниях колонн нижней и верхней части портика установлены каменные грифоны (фото). Откосы портала украшены фигурами животных и пророков, а на боковых пилястрах вверху располагается рельефные изображения рыцарей. Особый интерес представляет полихромный люнет (фото) с изображением евангельских сцен: «Благовещение пастухам», «Поклонение волхвов». На архитраве – три медальона с аллегорическими бюстами добродетелей: веры, любви и надежды. В 12 веке был также сооружен боковой портик (фото) собора, который состоит из двух ярусов колонн с архитравами, поддерживающими полукруглую арку с треугольным тимпаном. Основания верхних колонн украшено сценами из «Истории Иова» (слева) и фигурой льва (справа), а на капителях – сцена Благовещения с фигурами архангела и Богоматери. Стены и свод портика хранят фрагменты фресок 13 века. В конце 14-15 веках собор модифицировали, добавив к нему готические элементы: по бокам фасада были проделаны большие готические окна, помещение собора было расширено, нефы были разделены пучковыми колоннами, вдоль боковых стен были пристроены контрфорсы и капеллы, две из которых образовали подобие трансепта. В конце 16 века фасад был увенчан тимпаном с кардинальским гербом, а в 17 веке в портике установили новые часы. Строительство колокольни началось в романскую эпоху и продолжилось в 15-16 и 20 веках, но так и не было завершено.
Особый интерес представляет четвертая слева капелла, посвященная популярному в Вероне культу так называемой «народной Богоматери» (Madonna del Popolo), который родился в этой местности около 13 века. Здесь можно видеть статую Богоматери с Младенцем 20 века и ценный барельеф начала 16 века со сценой «Богоматерь проявляет милосердие к верующим», где Мария изображена накрывающей своими одеждами группу людей в жесте защиты и покровительства.
В боковых нефах собора симметрично располагаются два больших органа, из которых особенно интересен левый. Он украшен росписями конца 16 века, изображающими четырех веронских епископов и сцену успения Богоматери. В соборе сохранилось несколько романских фресок, открытых во время реставраций конца девяностых годов 20 века. Они представляют исключительный интерес из-за крайней малочисленности дошедших до нас примеров монументальной живописи той эпохи. Одна из фресок расположена на левой стене собора за четвертой капеллой. Она датируется 12 веком и изображает сюжет Благовещения. Вторая фреска расположена под правым органом и представляет плохо сохранившееся изображение распятого Христа, поддерживаемого двумя ангелами, и оплакивающей его Богоматери.
Центральный неф завершен алтарной частью, построенной архитектором Микеле Санмикели в 16 веке. Замечательна преграда хора в виде полукруглого парапета и ионических колонн (фото). Апсидная конха в 30-е годы 16 века была расписана фресками видным веронским живописцем Франческо Торбидо по рисункам Джулио Романо. Здесь можно увидеть изображения таких сюжетов, как «Вознесение Богоматери с апостолами», «Рождество», «Представление во храме» и «Благовещение». В большой капелле справа от пресвитерия расположен готический «Саркофаг святой Агаты» (1353), украшенный скульптурными композициями, репрезентирующими сцену пробуждения святой четырьмя ангелами и эпизод мученичества Агаты.