Кафедральный собор Асти, посвященный вознесению Богоматери, – один из красивейших примеров готического религиозного искусства в Пьемонте. В линиях его архитектуры и в богатом внешнем и внутреннем убранстве ощущается высокая художественность, которая неизменно отличает все крупные постройки этого региона.
Первое здание собора было возведено в романском ломбардском стиле в 11 веке, на территории, где, по всей видимости, в римскую эпоху находился античный храм, посвященный Юноне. В 14 веке собор был полностью перестроен в готическом стиле. В 15 веке к собору пристроили грандиозный монументальный портал. Вплоть до 17 века готический облик собора был почти неизменен. Позже с северной стороны были пристроены три капеллы, а в 18 веке почти вся роспись стен и ребра сводов были уничтожены для того, чтобы украсить интерьер в стиле, соответствующем новой эпохе. В это же время первоначально небольшая апсида храма была реконструирована и расширена архитектором Бернардо Аттонио Виттоне.
На главном западном фасаде присутствуют три розы, украшенные геометрическими и растительными узорами. Ранее со стороны фасада в собор вели три портала, соответствовавшие трем его нефам. Сейчас две боковые двери замурованы и в собор можно попасть только через центральный портал. Порталы сохраняют прекрасный готический декор. На верхней части откосов центрального портала помещены сплошные фризы, изображающие «Христа во славе», «Страшный Суд», «Коронацию Богоматери» и другие христианские мотивы.
Второй вход в собор, сооруженный в 15 веке, расположен со стороны площади. Он дополнен великолепным позднеготическим порталом, который декорирован шахматным рисунком из кирпича и песчаника и содержит мраморные скульптуры святых. Между двух арок с рельефной резьбой расположена мраморная статуя Богоматери, окруженная рельефными ликами ангелов. По бокам от нее – медальоны, изображающие солнце и луну. Над дверью расположена фреска, изображающая «Благовещение» и «Христа во гробе».
Кафедральный собор Асти - традиционный трехнефный храм с планом в форме латинского креста, с востока завершенный апсидой.
Из готического убранства интерьера все еще сохраняются рельефные капители – важнейший памятник готического искусства, на которых представлены растительные и животные мотивы и различные антропоморфные и гротескные фигуры, а также целые сцены из Библии. Особый интерес представляют капители со сценами «Святой Георгий, повергающий змия», «Предательство Иуды» и сценой, иллюстрирующей латинскую басню о лисе и цапле.
Примечательны три купальни, находящиеся в соборе. Две из них имеют небольшой размер и относятся к романской эпохе (11-12 века), они также украшены каменной резьбой в форме гротескных фигур и фантастических животных. В их основаниях использованы римские коринфские капители. Третья купель – более поздняя, она установлена на восьми колоннах в начале северного нефа и украшена ангельскими ликами и гербом семьи Де Джентис.
Фрески собора выполнены миланскими и болонскими живописцами в 17 веке, а стены пресвитерия расписаны в 18 веке ломбардским художником Карло Инноченцо Карлони. Из украшающих интерьер церкви картин стоит отметить «Бракосочетание Богоматери» художника Гандольфино да Рорето (начало 16 века) и «Воскресение» Гульельмо Качча (конец 16 - начало 17 веков). Также заслуживает внимания скульптурная группа «Оплакивание Христа», выполненная в начале 16 века из полихромной терракоты.