Храм Малатесты – Кафедральный собор Римини по праву считается подлинной жемчужиной итальянского Возрождения. Он находится в центре города на улице Via 4 Novembre в том самом месте, где до 13 века стояла готическая церковь святого Франциска. От нее до нашего времени дошло деревянное распятие Джотто начала 14 века – единственное творение этого мастера, хранящееся в Римини.
Несмотря на свои относительно небольшие размеры церковь была выбрана в качестве места захоронения семьи Сиджизмондо Пандольфо Малатесты. В часовне были установлены саркофаги самого Сиджизмондо и его третьей жены Изотты дельи Атти.
Проект поручили великому архитектору Леону Баттисте Альберти, который позаботился о том, чтобы в архитектуре храма были сохранены древнеримские традиции. Внешний вид здания был спроектирован им примерно через пять-шесть лет после начала внутренних работ.
Альберти черпал свое вдохновение в классической архитектуре с опорой на местные традиции. Вмешательство Альберти особенно заметно в стилистике центрального и боковых фасадах храма, которые определенно напоминают два известных древнеримских памятника Римини: арку Августа и мост Тиберия. В частности, на центральном фасаде трижды повторяются арки с полуколоннами коринфского ордера, а боковые фасады напоминают римские акведуки.
Центральный портал с треугольным тимпаном богато украшен разноцветным мрамором в стиле имперского Рима. В верхней части предполагалось поместить арочный фронтон с пилястрами. Однако проект, задуманный Альберти, не был завершен из-за плачевного материального состояния, в котором оказался Малатеста.
Тем не менее, отсутствие верхней арки позволяет даже сегодня разглядеть часть простого фасада двускатной средневековой церкви святого Франциска. Можно с уверенностью сказать, что именно Альберти предложил гениальное решение, буквально спасшее внутреннее убранство храма. Вмешавшись в уже начатые работы, он создал вокруг древней церкви великолепный мраморный корпус, который позволил сохранить предыдущее здание.
Вдоль боковых фасадов храма архитектор разместил ряды колонн, соединенных между собой арками, под которыми стоят саркофаги высокопоставленных придворных сановников. Среди них находится саркофаг последователя неоплатонизма византийского философа Плифона. Его останки были доставлены Сиджизмондо после военной кампании на Балканах.
Центральный фасад соединен с боковыми высоким цоколем, который отделяет здание церкви от окружающего пространства.
О первоначальном замысле Альберти свидетельствует медаль Маттео де Пасти, отчеканенная в 1450 году. На ней изображена большая ротонда с полусферическим куполом. Своими очертаниями конструкция напоминает Пантеон.
Изначально сооружение не предусматривало ни креста, ни изображения какого-либо святого, отсюда происходит и название церкви, в котором выразилось посвящение непосредственно семейству Малатеста.
Количество языческих атрибутов в этом храме таково, что папа Пий II, зафиксировал в своих Записках: «В Римини построен достойный храм в честь святого Франциска, но он заполнен таким количеством языческих творений, что кажется не христианским храмом, а пристанищем неверных, которые поклоняются демонам».
Подобно языческому храму боковые капеллы имели названия: «Свободное искусство», «Зодиак», «Невинность», «Добродетели», «Детские игры», «Сивиллы», «Музы», «Пророки». Названиям соответствует и оформление каждой капеллы.
Однако было бы несправедливо воспринимать храм Малатесты исключительно как вызов отдельной личности. Скорее это максимальное проявление утонченной культуры неоплатонического типа, интеллектуальной и идеалистической, сознательно далекой от действительности, не боящейся выразить себя через язык античности.
После работ, произведенных в эпоху Возрождения, внутри храм стал представлять собой единственный неф с несколькими боковыми приделами. Богато украшены пилястры каждой часовни, разделенные на секторы рельефами аллегорического или повествовательного содержания. Автором рельефов является Агостино ди Дуччо, помимо этого, великолепно украсившего капеллы «Детских игр» (здесь похоронены дети Сиджизмондо Малатесты) и «Муз».
По всему барельефу неизменно проходят две скрещенные буквы – S и I. Принято считать, что они означают торжество любви между Сиджизмондо и Изоттой дельи Атти. Хотя возможно и более прозаическое объяснение этой монограммы – простое буквенное сокращение имени Сиджизмондо.
Среди других символов часто повторяются шиповник (более 500 раз), три головы и слон, связанные с родом Малатесты, а также гирлянды из плодов и листьев. В интерьере присутствует большое количество статуэток амуров, многие из которых в настоящее время разошлись по частным коллекциям.
Вершиной прославления заказчика является фреска великого художника эпохи Возрождения Пьеро делла Франческа «Сиджизмондо Пандольфо Малатеста во время молитвы перед святым Сигизмундом» (1451), где религиозный смысл тесно переплетается с политическими и династическими аспектами. В чертах лица святого Сигизмунда улавливается сходство с его теской - императором Сигизмундом Люксембургским, который в 1433 году посвятил Малатесту в рыцари и узаконил династическую преемственность его рода.
Главный алтарь выполнен из металла и травертина. Он представляет собой современную работу Джулиано Ванджи. Установка в соборе этого предмета религиозного искусства в 2001 году послужила поводом для ожесточенной дискуссии.
Во время Второй мировой войны здание очень сильно пострадало. Апсидная часть и большая часть кровли были разрушены, и впоследствии восстановлены в упрощенном виде: с внешней стороны заделаны при помощи кирпича, с внутренней стороны – замазаны обычной белой штукатуркой без каких-либо изысков. Лишь совсем недавно алтарь был украшен знаменитым распятием Джотто, выполненным во время пребывания великого мастера в Римини между 1308 и 1312 годами.
В 2000 году храм Малатесты был отреставрирован, и вновь обрел былую роскошь своего мраморного убранства и яркие цвета украшения капелл.