Большая базилика святого архангела Михаила стоит на одноимённой площади - piazza San Michele, примерно в 500 м к юго-востоку от Соборной площади Павии.
Изначально архангелу Михаилу была посвящена капелла Королевского дворца. Капелла была построена ещё в лангобардский период монахами ордена святого Колумбана. Этим же периодом датируется нижняя часть колокольни. В 1004 году капелла была разрушена пожаром. Строительство нынешней базилики было начато в конце 11 века. К этому времени восходят крипта, хоры и трансепт. Строительные работы были прерваны землетрясением в 1117 году и были завершены лишь в 1155 году. В 1489 году была проведена реконструкция здания. При этих работах было увеличено количество пролётов: была использована схема с четырьмя прямоугольными пролётами. За свою долгую историю базилика не раз была свидетельницей важных исторических событий. Так, к примеру, в 1155 году в базилике святого архангела Михаила короновался Фридрих I Барбаросса.
Простой по форме главный фасад базилики украшен аркадой из 22 декоративных арок, расположенных под карнизом двускатной крыши. Внизу открываются три портала, разделённые полупилястрами. Над главным порталом установлена статуя святого Михаила, над боковыми - святых Эннодия и Элевкадия. Внутри храма порталам соответствуют нефы. Выше порталов находятся пять бифор, над бифорами – три монофоры, над монофорами – крест, по сторонам которого – маленькие круглые окошки. Внешний облик фасада является результатом восстановительных работ, проведённых в 19 веке. Тогда фасаду попытались вернуть его первоначальный вид, убрав неоригинальное большое окно-розетку и воспроизведя старинные окна. Резные рельефы, украшающие фасад, представляют изображения людей, животных, мифических существ. Декоративные элементы фасада выполнены из песчаника охристого цвета. Над средокрестием поднимается восьмиугольный, чуть асимметричный купол на парусах ломбардского типа.
В плане базилики лежит латинский крест. Внутреннее пространство разделено на три нефа. Главный неф вдвое шире боковых нефов. Главный неф делится на два пролёта, боковые нефы – на четыре. Над боковыми нефами поднимаются эмпоры. Во втором и третьем пролётах боковых нефов открываются прямоугольные капеллы. Мощные пилястры поддерживают крестообразный свод.
В апсиде, под большой фреской 16 века, размещён главный алтарь (1383). В алтаре хранятся мощи святых Эннодия и Элевкадия. Когда-то пол алтарной части был покрыт мозаикой. Сохранились достаточно большие фрагменты этих мозаичных полотен с изображением года и 12 месяцев, а также – часть лабиринта Минотавра. В алтарной части расположен вход в крипту базилики. Пространство крипты разделено колоннами с резными капителями на три нефа. В крипте примечательна мраморная арка, посвящённая блаженному Мартину (1491, мастерская Амадео). Стены базилики расписаны фресками, среди которых: «Доктора церкви и символы евангелистов» кисти Бернардино Ланцани (16 век), «Богоматерь со святыми Себастьяном и Рохом» работы Монкальво, «Увенчание Девы Марии» (1491, Агостино и Джованни да Ваприо). В одной из капелл базилики хранится распятие из листового серебра, выполненное в византийской манере и датируемое 12 веком. В капелле святой Луции можно видеть образ, написанный Монкальво (1601). Ещё одна реликвия – фрагмент латинской надписи, по преданию – остаток от надписи, которая была на кресте Христа.