Базилика святого Гауденция (200 метров на юг от собора) была построена между 1577 и 1690 годами – в период экономического и культурного подъема Новары. Проект церкви был разработан известным итальянским художником и архитектором Пеллегрино Тибальди, который придал зданию выраженное вертикальное устремление и снабдил обильным пластическим декором.
На юго-западном пилоне церкви была установлена небольшая колокольня, но как выяснилось, вибрации от колоколов угрожали разрушить все здание. Поэтому в 1753 году решили построить другую колокольню, которая теперь стоит отдельно от церкви, слева от ее апсиды. Новая колокольня высотой 92 метра была спроектирована Бенедетто Альфьери и считается одним из самых совершенных творений выдающегося архитектора. Строительство ее было завершено в 1786 году – уже после смерти Альфьери. Одной из важных достопримечательностей церкви являются мощные колокола, вылитые в 18 и 20 веках и имеющие глубокое и загадочное звучание благодаря особому строю, который образуют их основные тоны.
План церкви имеет форму латинского креста с широким трансептом и глубоким пресвитерием. Здание имеет единственный неф, в который по сторонам открываются боковые капеллы, соединенные между собой. У входа в неф подвешена огромная люстра, декорированная коваными листьями.
В первой справа капелле можно видеть картину «Последний суд» Мораццоне – известного итальянского художника периода контрреформации и лучшую работу Гульельмо Качча «Снятие с креста» (начало 17 века). В третьей капелле слева расположено «Распятие» работы Гауденцо Феррари (16 век), которого живописец и историк искусства Вазари называл «великолепнейшим художником». Его же руке принадлежит большой полиптих, находящийся во второй капелле слева, на котором изображены «Рождение Иисуса» и «Богоматерь с младенцем», обрамленные фигурами ангелов и святых. Первая капелла слева расписана в 20-х годах 17 века Тинцио да Варалло – выдающимся представителем раннего барокко.
В капелле святейшего Таинства, в которую можно пройти из левого рукава трансепта, размещены восемь картин, повествующих о жизни святого Гауденция. Эти картины созданы миланским художником Джованни Мауро делла Ровере. Его брат Джамбаттиста делла Ровере является автором сцены «Обряд обрезания», помещенной во второй слева капелле нефа. Браться были прозваны в Италии «Фьяменгини» - «фламандцы».
В ризнице хранится картина «Святой Иероним» знаменитого испанского художника Хосе де Риберы, прозванного в Италии «Спаньолетто» («маленький испанец»).
В правом трансепте, слева от алтаря можно увидеть лестницу, ведущую в восьмиугольную капеллу Скуроло, построенную в 1674 - 1711 годах и богато декорированную бронзой, мрамором, скульптурами и фресками. Над алтарем, в восьмигранной урне из хрусталя и серебра, изготовленной архитектором Франческо Борромини, хранится тело святого Гауденция.