Базилика святого Доминика находится в центре Болоньи, примерно в 600 м южнее Пьяцца Маджоре, на площади piazza San Domenico. Базилика является главной резиденцией доминиканского ордена или, как его ещё называют, ордена братьев-проповедников.
Вскоре после признания папой Гонорием III доминиканского ордена в 1216 году, основатель ордена Доминик де Гусман прибыл в Болонью. В ту эпоху Болонья наряду с Парижем была одним из самых густонаселённых и значимых городов Европы. Сначала доминиканцы обосновались за тогдашними городскими стенами, в монастырском комплексе рядом с церковью Сретения (Очищения Богоматери), между via Irnerio и via Mascarella. Затем монахи переместились в монастырь святого Николая в виноградниках – там, где сейчас возвышается базилика святого Доминика. В 1221 году Доминик умер в этом самом монастыре.
В 1910 году архитектором Раффаэле Фаччоли был восстановлен оригинальный облик романского фасада. Был снесён портик 18 века, закрывавший розетку фасада. Сбоку от романского фасада с большой розеткой возвышается капелла в стиле эпохи Возрождения (1530, Бальдассаре Перуцци).
Внутри трёхнефная церковь была разделена перегородкой, снесённой в 17 веке, на внешнюю (для прихожан) и внутреннюю (для братии). Деревянные хоры, находившиеся изначально внутри перегородки, а потом перенесённые за главный алтарь, - шедевр резьбы по дереву. Хоры сделаны фра Дамьяно Дзамбелли, известным также под именем Дамьяно да Бергамо (1528-30). Библейские сюжеты вырезаны им по рисункам Якопо Бароцци да Виньола (1541-49).
Для верующих главной достопримечательностью и объектом паломничества и поклонения являются мощи святого Доминика. Они находятся в мраморном саркофаге (фото) в одной из боковых капелл правого нефа. В 1267 году саркофаг был поставлен на постамент, украшенный эпизодами из жизни святого (работа Николы Пизано и фра Гульельмо Аньелли). Позднее над украшением саркофага работали Николо да Бари (1469-73), молодой Микеланджело (фигуры святых Петрония и Прокула и одного из ангелов, 1494-95).
Главный алтарь храма – работа Торреджани (18 век). Большую ценность представлял оригинальный алтарь, сделанный Джованни ди Бальдуччо (1330). Отдельные части этого алтаря сейчас хранятся в болонском Музее Средневековья, в музее в Детройте и в частных коллекциях.
Базилика выделяется среди других церквей города богатой коллекцией произведений искусства. Среди них можно выделить
* «Распятие» (1250, Джунта Пизано, левый трансепт);
* «Мистическое бракосочетание святой Екатерины Александрийской» (1501, Филиппино Липпи, справа от алтаря капеллы Казали);
* надгробие Алессандро Тартаньи (15 век, Франческо ди Симоне Ферруччи, около входа);
* «Святой Раймунд де Пеньяфорт» (конец 16 – начало 17 века, Лудовико Карраччи, вторая капелла слева);
* «Святой Фома Аквинский» (17 век, Гверчино, правый трансепт).
В базилике сохранились старинные органы. На одном из них, работы Джованьони (1760), играл Вольфганг Амадей Моцарт, тогда ученик болонского музыканта отца Мартини. Другой орган в рабочем состоянии, хотя он не реставрировался с момента своего создания (1851).
В музее базилики можно видеть работы фра Дамьяно да Бергамо (резьба по дереву), ковчег короля Франции Людовика IX – прекрасный пример готического ювелирного изделия (13 век), терракотовый бюст святого Доминика (1474, Николо да Бари), одну из лучших работ Убальдо Гандольфи – «Богоматерь с младенцем, святым Домиником и Викентием Феррером» (1773).
На площади перед базиликой есть несколько средневековых захоронений (фото), похожих на захоронения на площади Santo Stefano и перед церковью святого Франциска (в основном – 13 - 14 века) и каменная колонна с бронзовой статуей Богоматери (1632, Гвидо Рени). Колонна была воздвигнута в ознаменование окончания эпидемии чумы. На территории комплекса сохранились монастырские дворы, в монастыре – келья святого Доминика.