Самая большая и знаменитая церковь Мантуи находится на площади Piazza Mantegna в северной части исторического центра города, в 200 м к юго-западу от Палаццо Дукале.
Базилика святого Андрея построена в средние века на месте бенедиктинского монастыря (от прежнего сооружения остались только готическая колокольня и правая сторона клуатра). В 1472 году по заказу Лодовико III Гонзага и по проекту великого архитектора Леона Батисты Альберти здание было полностью перестроено.
Для реализации своего замысла Леон Альберти сначала создал деревянный макет церкви, что очень помогло его последователям – ведь великий архитектор умер в год начала строительства базилики. Фасад здания был закончен учеником Альберти Лукой Фанчелли в 1488, однако здание осталось незаконченным и на момент смерти Фанчелли в 1495 году. С перерывом в столетие работы возобновились, и были в целом завершены только в конце 18 века, когда был выполнен купол по проекту Филиппо Юварра, а архитектор Паоло Поццо, стараясь приблизить строение к первоначальному проекту Альберти, привел внешний вид сооружения в нынешнее состояние.
Фасад здания построен по схеме античной триумфальной Арки Тита в Риме. Здание кирпичное с укрепленной штукатуркой. Главный элемент фасада - большая центральная арка, ограниченная коринфскими каннелированными пилястрами. Справа и слева от центральной арки – малые порталы с арками на втором ярусе и одинарными окнами на третьем ярусе, на уровне верхней части центральной арки. По всей вышине сооружения, интегрируя все ярусы, проходят высокие гладкие пилястры. Сверху водружен фронтон с треугольным тимпаном, а выше фронтона располагается несколько странная сводчатая структура. Фасад в целом соответствует исходному проекту Альберти.
Высокий купол, построенный в стиле барокко в конце 18 века по проекту Юварры (достигает на вершине лантерны (фонаря) 80-метровой высоты), представляя собой несомненное произведение искусства, тем не менее, не вполне гармонирует со стилистически безукоризненным классическим проектом Альберти.
Колокольня построена в готическом стиле в начале 15 века, до проекта Альберти. Во внешнем облике сооружения заметна игра различных геометрических элементов: четырехугольная основа переходит в восьмиугольную призму, которая заканчивается коническим шпилем.
Внутренняя часть храма выполнена в одном нефе в форме латинского креста. Размеры храма очень велики – он 103 метров длиной, 19 метров шириной, высота нефа - 28 метров. Неф целиком порыт бочарным сводом, это одно из первых использований бочарного покрытия в таком монументальном масштабе со времен античности. Предполагалось, что потолок будет кессонированным, однако средств для реализации этого замысла Альберти не нашлось; сейчас кессоны имитированы живописным покрытием свода. По бокам единственного нефа открываются квадратные в плане капеллы, многие из которых представляют значительную художественную ценность.
* Слева, первая капелла от входа – погребальная капелла Андреа Мантенья, капелла Иоанна Крестителя; в капелле хранятся полотна живописцев школы Мантенья (в том числе работа его сына Франческо), а также замечательный бронзовый бюст-барельеф мастера;
* Справа, первая капелла от входа – баптистерий, украшенный тремя тондо с фресками, присужденными Андреа Мантенья и Антонио да Корреджо;
* Своды купола украшены многочисленными фресками, посвященными святому Лонгину, в нишах – аллегорические скульптуры Веры, Надежды, Милосердия и Религии;
* В крипте на алтаре – реликвия «бесценная кровь Христа» в двух ампулах.