Базилика святых Иоанна и Павла находится на одноимённой площади campo Santi Giovanni e Paolo, в квартале Кастелло, и является своеобразным венецианским пантеоном.
По легенде, церковь была возведена при доже Якопо Тьеполо, подарившем в 1234 часовню святого Даниила прибывшим в Венецию доминиканцам. В 13 веке была возведена церковь, посвящённая римским мученикам 3 - 4 веков Иоанну и Павлу. Вместе с церковью был построен и монастырь (1293).
Здание монастыря было перестроено в 1660 - 1675 годах под руководством Бальдассаре Лонгена. К этому периоду относится парадная лестница, инкрустированная мрамором; деревянный потолок монастырской библиотеки. В 1806 году Наполеон распустил монастырь, в помещениях был размещён госпиталь, по сей день там находится больница. В 1867 году пожар охватил капеллу Розария, сгорело много картин (в т.ч. работы Тициана, Тинторетто, Пальмы и Джованни Беллини). В 1959 году капелла была отреставрирована.
Здание представляет собой яркий пример венецианской готики. Фасад выполнен в типичном для монастырских церквей стиле. Лизены (плоские вертикальные выступы) делят простой кирпичный фасад на три части. В центральной части фасада расположено большое круглое окно, в боковых частях – по маленькому круглому окну. Карниз отделан мрамором, на него водружены статуи доминиканских святых: святого Фомы Аквинского, святого Доминика и святого Петра-мученика Веронского. Нижняя часть фасада украшена шестью готическими арками и византийскими рельефами. Портал, украшенный мраморными колоннами, исследователи датируют 1459 годом.
К церкви примыкают капеллы и пристройки:
* скуола Иисуса – низкое прямоугольное помещение;
* капелла Иисуса в готическом стиле, внутри которой сохранилась первоначальная облицовка пола;
* полукруглая апсида, в которой расположена капелла Богородицы мира; капелла святого Доминика;
* нынешний монастырь доминиканцев (бывшая скуола святой Урсулы), где хранится живописный цикл о житии святой Урсулы, выполненный Витторе Карпаччо.
В восточной части базилики – внушительная апсида со стройными вытянутыми окнами в стиле поздней готики. Купол был добавлен в конце 15 века.
В плане здания лежит египетский крест (тау-крест). Внутреннее пространство базилики разделено на три нефа большими цилиндрическими колоннами (четвёртая колонна с каждой стороны – пилястр, образованный тремя тонкими цилиндрическими колоннами). Длина базилики – 102 м, ширина – 46 м (трансепт), высота – 32 м. Вдоль стен установлены памятники, с правой стороны и по обеим сторонам трансепта открываются капеллы.
Раньше хоры делили главный неф на две части, но их разрушили, чтобы освободить место для торжественных церемоний, например, погребений дожей. У главного входа расположены надгробия дожей из семейства Мочениго, в т.ч. работы Пьетро и Туллио Ломбардо (конец 15 века).
В правом нефе следует обратить внимание на «Богоматерь на троне и святых» и полиптих «Святой Викентий Феррер» - шедевр Джованни Беллини (1464 – 1470). Там же находится памятник венецианскому герою Маркантонио Брагадину, (1596) с которого турки живьём содрали кожу после взятия Фамагусты; мавзолей Вальер (начало 18 века) со статуями и барельефами, выполненными искуснейшими венецианскими мастерами и другие памятники и реликвии.
В правом трансепте, освещаемым огромным готическим коном с разноцветными витражами, находятся две капеллы, выполненные в стиле эпохи Возрождения. В правой из них обращает внимание прекрасная работа Лоренцо Лотто «Святой Антонин» (1542).
В пресвитерии – шедевр искусства эпохи Возрождения, надгробный памятник дожу Андреа Вендрамину работы Туллио и Антонио Ломбардо (1493 – 1499), а также памятник дожу Марко Корнеру работы Нино и Андреа Пизано (середина 14 века).
Резной деревянный потолок отреставрированной капеллы Розария (проход из левого трансепта) украшают четыре шедевра Паоло Веронезе (конец 16 века) – «Вознесение Богоматери», «Благовещение», «Поклонение пастухов» (в нефе) и «Поклонение волхвов» (в пресвитерии капеллы).
В левом нефе также примечательны многочисленные памятники святым, венецианским дожам и генералам. Особого внимания заслуживают три полотна Бартоломео Виварини («Святой Доминик», «Святой Августин» и «Святой Лаврентий», 1473), а также надгробный памятник дожу Паскуале Малипьеро работы Пьетро Ломбардо (конец 15 века) и дожу Николо Марчелло (Пьетро и Туллио Ломбардо, 1481 – 1485).
Ризница расписана в конце 16 – начале 17 века (Леандро Бассано, Пальма Младший и др.).
Справа от фасада церкви установлен знаменитый бронзовый памятник кондотьеру Бартоломео Коллеони работы Андреа Верроккьо (1480 – 1483), второй полноростовой конный памятник эпохи Возрождения после памятника Гаттамелате в Падуе (работы Донателло, 1446 – 1453) .