Прежде, чем описать эту базилику, надо сказать несколько слов об истории самой знаменитой из всех миланских базилик, считающейся шедевром романской архитектуры и прототипом всех романских церквей. Она известна еще и тем, что здесь похоронен епископ Сант’ Амброджио, покровитель города. Само место, где возвышается базилика, богато историческими событиями: здесь находился дворец, откуда император Константин в 313 г. обнародовал Эдикт, согласно которому христиане могли, наконец, свободно исповедовать свою религию. В 379 г. епископ Амброджио решил построить базилику на месте, где находилось христианское кладбище Ad martires (святых мучеников). Освященная 13 января 386 г. самим епископом, новая базилика состояла из трех нефов, без трансепта, с одной абсидой. 5 апреля 397 г. в этой церкви, сохранявшей еще свою первоначальную форму, состоялось торжественное прощание с телом ее основателя Святого Амброджио, похороненного там же рядом с двумя святыми мучениками Джервазио и Протазио. Прошло четыре века, и в 789 г. архиепископ Пьетро построил рядом с церквыо монастырь для монахов - бенедиктинцев. В IX веке началась перестройка церкви: сначала была удлинена абсида, а затем справа была построена первая колокольня, называемая «Моначи» (Монахи). Позднее, около середины X века, были реконструированы неф и воздвигнута вторая левая колокольня, называемая «Каноничи» (Каноников). Перед церквью был построен новый четырехсторонний портик, сменившей предыдущий, сделанный при архиепископе Ансперто. Таким образом, церковь приобрела характерные черты романского стиля, которые можно увидеть и па сегодняшний день. Несмотря па вмешательство Браманте в обитель священников и в монастырский дворик, внесшее элементы архитектуры XV века и па разрушения в результате бомбы, попавшей на монастырь в августе 1943 г., это строение сохранило свою красоту и гармоничность. Базилика остается местом известных исторических событий: здесь проходила коронация императоров священного Рима, в его степах покоятся Сайт’ Амброджио и многочисленные христианские мученики, здесь похоронены знаменитые короли античности: Пипино, Бернардо, Людовик II и Лотарио. Как бы желая скрыться от постороннего взгляда, Сант’ Амброджио не показывает сразу всю свою красоту и не раскрывается полностью. С наружной стороны видны, кроме компактных стен портика, только часть фасада и две колокольни, сильно отличающиеся одна от другой. Та, которая справа - простая и голая, левая же, построенная по всем законом ломбардского стиля с нежнейшей вибрацией продольных пилястров, деликатным горизонтальным отделением аркатуры - элегантная и праздничная. Но как только заходишь в атриум, этот редчайший образец четырехстороннего портика в романском стиле, сразу попадаешь в гармоничные пропорции двускатного фасада, который состоит из трех аркад внизу и пяти - наверху, поднимающихся к центру и повторяющих форму крыши. Все наружные архитектурные украшения (пилястры, аркатуры, верхняя часть арок) образуют архитектурную ткань фасада и придают мощной структуре церкви особый колорит. Все это предваряет торжественное пространство, находящееся во внутренней части. Интерьер является подлинным примером романской архитектуры. Больше всего поражает единство стиля всего архитектурного ансамбля. Пространство централизованно, рационально, а все постройки базируются исключительно па мощи и тяжести.
Интерьер представляет из себя мощное и мастерски исполненное строение: три нефа, разделенные пилястрами, создающими столько лее пролетов, завершаются крестовым сводом с ребрами и разделенными поперечно по всему своду подпружными арками. Три нефа отделены друг от друга круглыми арками, опирающимися на крестообразные пилястры Такое сложное решение пространства создает ощущение гармоничности и торжественности. Среди многочисленных произведений искусства, находящихся в церкви, надо отметить знаменитый Палиотто или Золотой Алтарь, сделанный мастером Вольвино на средства архиепископа Анджилберго. Этот шедевр ювелирного искусства состоит из четырех золотых и серебряных панелей, инкрустированных геммами, жемчугами, драгоценными камнями и эмалью. Он находится под дароносицей, опирающейся на четыре романские колонны с балдахином, украшенным гипсовыми фигурами, воспевающими Христа и Сант’ Амброджио.